Церебральный инсульт является одной из ключевых медико-социальных проблем, занимая второе место среди причин смертности и инвалидности взрослого и пожилого населения во всем мире и в России [1–2].
Современные методы реабилитации пациентов после инсульта направлены на восстановление как двигательных нарушений, так и нарушенных высших психических функций [3]. Одной из основных причин, ограничивающих базовую функциональную активность больных, является сложный полиморфный двигательный дефицит, который может иметь различные характеристики и степени выраженности. Этот дефицит вызывает снижение скорости ходьбы, асимметрию походки, затруднения в адаптации шага к изменяющимся условиям, увеличение энергозатрат, а также нарушения статического и динамического равновесия [4–5].
Наряду с двигательными нарушениями, у 30–45 % пациентов, переживших инсульт, имеются различные формы эмоциональных расстройств, таких как депрессия, тревога, апатия и усталость [6]. При этом симптомы могут варьироваться от легкого беспокойства до тяжелой депрессии и часто ограничивают возможность проведения медицинской реабилитации (МР), освоение новых навыков и соблюдение режима реабилитационных мероприятий [7–8]. Постинсультные эмоциональные нарушения могут влиять на производительность оперативной памяти, настроение и энергозатраты и приводят к негативным изменениям личности, что оказывает эффект на исходы восстановления и качество жизни [8–10].
Современная концепция нейрореабилитации подчеркивает необходимость психологической реабилитации при планировании мероприятий после инсульта. Мультидисциплинарная реабилитационная команда расширена специалистами нейропсихологами для распознавания психоэмоциональных расстройств и внедрения адекватных стратегий для их коррекции1.
Взаимосвязь между физической и психоэмоциональной реабилитацией обуславливает необходимость использования комплексного подхода в лечении постинсультных пациентов.