Основными задачами при внедрении композитов в разрабатываемые конструкции летательных аппаратов в настоящее время являются:
• разработка и освоение новых материалов и технологических процессов, направленных на снижение технологических циклов при изготовлении конструкций, повышение качества путем совершенствования технологий обработки ПКМ, повышение стойкости инструментов при механической обработке, оптимизация режимов резания, внедрение универсальных способов неразрушающего контроля готовой продукции;
• снижение цен на исходное сырье и технологию его переработки;
• минимизация вредного воздействия на природу, освоение зеленых технологий, снижение температур переработки, времени изготовления, создание и освоение технологических процессов для исключения последующей обработки деталей при сборочных операциях;
• максимальное внедрение в технологические процессы производства конструкций из ПКМ автоматизированного оборудования с целью повышения качества и снижения циклов и трудоемкости — уровни механизации и автоматизации должны быть соизмеримы и оптимальны с учетом объемов серийного производства;
• для повышения эксплуатационной надежности при проектировании конструкций из композиционных материалов необходимо предусматривать установку специальных электронных датчиков для постоянного контроля состояния конструкций в условиях эксплуатации;
• внедрение и освоение современных видов механообработки как наиболее трудоемких, технологически сложных и затратных в производстве — например, на процессы сверления и фрезерования при обработке ПКМ приходится до 65% трудоемкости производства деталей.
Реализация «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» [1] предусматривает создание:
• новых полимерных основ и связующих для композиционных материалов, в том числе термостойких, высокодеформативных с повышенной стойкостью к ударным нагрузкам, обладающих функциями самозалечивания и модифицированных наночастицами;