По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.015.13

Технологическая карта — основа безопасной реализации технологического процесса

Куликова Е.А. канд. пед. наук, доцент, кафедра «Электроснабжение транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, e-mail: kulikova.elena@mail.ru
Путякова А.Д. студентка, кафедра «Электроснабжение транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, e-mail: aly-put@yandex.ru

Безопасность железнодорожного транспорта остается основным приоритетом стратегического научно-технического развития холдинга «РЖД», поэтому вопрос обеспечения безопасности при реализации любого производственного процесса выдвигается на первое место. В качестве основы для реализации технологического процесса с требуемым уровнем безопасности можно использовать технологическую карту. В статье приведен пример анализа технологической карты № 2.2.4 «Проверка состояния, регулировка и ремонт контактной подвески в искусственных сооружениях». Результаты анализа техкарты должны стать основой для определения возможных мер противодействия реализации риска, что в свою очередь не только повышает уровень безопасности технологического процесса, но и способствует сохранению жизни и здоровья людей, а также сокращению производственных потерь.

Литература:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. — Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ ID=704&layer_id=5104&id=3997 (дата обращения: 4.03.17).

2. ГОСТ 12.3.002–75 (2000) «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности». — Режим доступа: http://www.zodchii.ws/normdocs/info-2269. html (дата обращения 3.03.17).

3. ГОСТ 3.1109–82 «Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий». — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200012103 (дата обращения: 4.03.17).

4. Р 50–54–93–88 «Рекомендации. Классификация, разработка и применение технологических процессов». — Режим доступа: http://gostrf.com/normativ/1/4293850/ 4293850407.htm (дата обращения: 4.03.17).

5. Куликова Е.А. Психология безопасности — необходимый компонент качественной подготовки специалиста для транспортной отрасли // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». — 2016. — № 9. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/09/16588 (дата обращения: 4.03.17).

6. Кобзев В.А. Развитие технических средств обеспечения безопасности станционных процессов: учеб. пособие. — М.: МИИТ, 2008. — 76 c.

7. Технологические карты на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных железных дорог. Книга II. Техническое обслуживание и текущий ремонт. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082168 (дата обращения: 4.03.17).

8. Куликова Е.А. Риск-менеджмент: учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. — 259 с.

Повышение уровня безопасности движения и минимизация ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, — одна из основных задач «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» [1]. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется путем реализации совокупности различных, непрерывно осуществляемых производственных процессов, которые должны обеспечить требуемый уровень безопасности.

Безопасность — это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба. Безопасность — многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищенность и низкий уровень риска для человека, объектов или их систем. При этом под риском понимается сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Требования безопасности устанавливаются в стандартах на конкретные производственные процессы или на совокупность процессов, обладающих общностью этих требований [2].

Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда, называется технологическим процессом [3].

Технологический процесс (техпроцесс) представляет собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата. Практически любой техпроцесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе — элементарных) технологических процессов или технологических операций (наименьшая часть техпроцесса, обладающая всеми его свойствами).

Технологическая операция — это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте не более чем одним работником. Операция является основой при разработке, планировании и калькуляции технологического процесса, а количество технологических операций успешно освоенных работником, определяет его ценность для организации.

Для Цитирования:
Куликова Е.А., Путякова А.Д., Технологическая карта — основа безопасной реализации технологического процесса. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала