Особая роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов РФ обусловлена характеристиками, присущими территории Российского государства, в том числе ее огромными размерами; наличием богатейших природных ресурсов мирового значения, расположенных на ее территории, часто отдаленной от экономических центров страны, в труднодоступной, с экстремальными климатическими условиями, слабо освоенной местности; неравномерным развитием ее регионов, существенно отличающихся по уровню друг от друга; уникальным геостратегическим положением территории государства на Евразийском континенте [1].
Новый железнодорожный вокзал в Нижнем Новгороде
Для того чтобы транспортный комплекс и дальше обеспечивал устойчивое и безопасное функционирование, на объектах транспорта применяются различные требования, установленные законодательством. Одной из таких мер является применение технических средств досмотра пассажиров.
При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть [2].
Применение всех перечисленных технических средств является необязательным. Субъект транспортной инфраструктуры сам принимает решение об оснащении автовокзала тем или иным оборудованием для достижения целей обеспечения транспортной безопасности.
Технические средства досмотра
Самыми распространенными видами технических средств досмотра являются металлодетекторы — ручные и стационарные, реже применяются рентгенотелевизионные установки, ручные детекторы паров взрывчатых веществ. Любые технические средства, применяемые для обеспечения безопасности, обязаны иметь обязательную сертификацию согласно постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».
Данный закон включает в себя требования к функциональным свойствам:
а) технических систем и средств сигнализации;
б) технических систем и средств контроля доступа;
в) технических систем и средств досмотра;
г) технических средств видеонаблюдения;
д) технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения;
е) технических систем и средств видеозаписи;
ж) технических систем и средств аудиозаписи;
з) технических средств связи, приема и передачи информации;
и) технических средств оповещения;
к) технических систем сбора и обработки информации.
Показания стационарного металлодетектора
Остановимся подробнее на требованиях к техническим системам и средствам досмотра, которые, согласно данному закону, должны обеспечивать:
а) не менее 49 случаев правильного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
б) не менее 49 случаев правильного идентифицирования радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
в) не более трех случаев ложного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
г) не более трех случаев ложной идентификации радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
д) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства ТСР/IР;
е) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML [3].
Обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности:
а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации — в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации — в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
в) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — в отношении технических средств оповещения;
г) Федеральное агентство связи — в отношении средств связи, приема и передачи информации;
д) Министерство транспорта Российской Федерации — в отношении систем сбора и обработки информации.
Применяют технические средства досмотра работники автовокзала, прошедшие в установленном порядке профессиональное обучение и последующую аттестацию по одной из следующих категорий:
— типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
— типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;
— типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности [4].
Обучение данным типовым программам началось сравнительно недавно (начиная с 2017 года) и потому имеет ряд нареканий. Обращает на себя внимание низкий уровень практических занятий с применением тренажеров (технических средств досмотра) при повышении квалификации в соответствующих специальных учебных центрах.
Пульт рентгенотелевизионной установки
В основном используются программные компьютерные продукты, позволяющие ознакомиться с распространенными теневыми изображениями запрещенных предметов. В результате лица, закончившие подобное дополнительное образование, не имеют практических навыков по использованию технических средств досмотра (металлодетекторов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ и пр.).
Практика неумелого использования таких технических средств приводит не только к их преждевременной поломке, но и к резкому снижению уровня безопасности транспортных объектов, что делает заведомо невыполнимой и напрасной саму цель обеспечения транспортной безопасности, заявленной Федеральным законом «О транспортной безопасности», — устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.