Практика инженерного конструирования и художественно-эстетической проработки будущего изделия включает в себя предварительное знакомство с имеющимися образцами, тенденцией развития аналогичной техники в наиболее развитых странах, с патентными материалами и спросом рынка. При этом следует помнить, что в последние годы геометрическая форма будущей машины стала объектом патентования, поэтому перспективные разработки в современном машиностроении возможны только при тесном контакте инженеров-разработчиков и дизайнеров [1].
Одним из основных композиционных средств, применяемых при конструировании формы машины, служит пропорция. С ее помощью определяются соразмерность и соотношение всех частей будущей машины, приводящие их в зрительную гармонию между собой и в собранном виде.
Завершающий этап художественного конструирования машины состоит в выборе цвета, который должен быть органично связан с ее формой и назначением. Необходимо учитывать закономерности психологического воздействия цвета с учетом специфики условий функционирования машины. Цвет, форма и функции работы машины должны быть органично увязаны между собой. Несмотря на то что существуют научные рекомендации, например по окраске машин и станков, цвет, тем не менее, является одним из самых субъективных средств композиции. Только при сотрудничестве инженера-конструктора и специалиста по художественному конструированию машин может быть успешно решена эта задача.
Построение геометрической перспективы будущей машины на плоскости чертежа, а в последние годы и в компьютерных программах, например КОМПАС-3D, способствует более наглядному зрительному восприятию ее пространственной формы.
Первые работы, выполненные в технике перспективы, появились в эпоху Ренессанса (XIV–XVI вв.), когда реалистическое направление в изобразительном искусстве достигло расцвета [2, 3]. Созданная система передачи пространственного образа на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед художниками, архитекторами и в дальнейшем инженерами. В зависимости от назначения перспективного изображения используют различные виды перспективы. Современным людям привычнее прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Теория линейной перспективы впервые появилась в работах Лоренцеттии А. в XIV в. Этот вид перспективы — самый распространенный из-за использования в 3D-играх. Изображения, построенные в прямой линейной перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют также плафонной перспективой. В этой перспективе созданы мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника Дейнеки А.А. (рис. 1).