По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.512.23

Техническая эстетика в современном машиностроении

Юренкова Л. Р. канд. техн. наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, e-mail: romanovna@bmstu.ru
Андреева А. А. старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, e-mail: nikaandr@bmstu.ru
Свисткова Н. В. старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, e-mail: svistkova@bmstu.ru
Щербакова Ю. В. педагог дополнительного образования, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва

В статье рассмотрена методика разработки концепции современной машины для приведения ее конструкции в зрительную гармонию. Анализ различных приемов художественного проектирования, в том числе построение геометрической перспективы создаваемого изделия, показывает, что ее применение способствует усилению выразительности создаваемого образа. Подчеркнуто, что при создании новейшего образца техники необходим тесный контакт конструктора, технолога и дизайнера, когда каждый понимает задачу другого. Только тогда возможно создание перспективного изделия мирового уровня с точки зрения технической характеристики, формы, стиля и эстетического решения.

Литература:

1. Гордин П. В., Росляков Е. М., Эвелеков В.И. Детали машин и основы конструирования: учебное пособие. — СПб.: СЗТУ, 2006. — 186 с.

2. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. — М.: Наука, 1986. — 260 с.

3. Фоменко А.Т. Наглядная геометрия и топология. Математические образы в реальном мире. 2-е изд. — М.: Изд. Моск. ун-та, Изд. ЧеРо, 1998. — 416 с.

4. Боголюбов С.К. Инженерная графика: учебник / С.К. Боголюбов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Машиностроение, 2009. — 392 с.

5. Кафедре «Дизайн» института МАМИ исполнилось 20 лет. Эл. ресурс. URL: https://www.drive.ru/news/529c6f1294a6565616000049.html (дата обращения: 20.07.2023).

Практика инженерного конструирования и художественно-эстетической проработки будущего изделия включает в себя предварительное знакомство с имеющимися образцами, тенденцией развития аналогичной техники в наиболее развитых странах, с патентными материалами и спросом рынка. При этом следует помнить, что в последние годы геометрическая форма будущей машины стала объектом патентования, поэтому перспективные разработки в современном машиностроении возможны только при тесном контакте инженеров-разработчиков и дизайнеров [1].

Одним из основных композиционных средств, применяемых при конструировании формы машины, служит пропорция. С ее помощью определяются соразмерность и соотношение всех частей будущей машины, приводящие их в зрительную гармонию между собой и в собранном виде.

Завершающий этап художественного конструирования машины состоит в выборе цвета, который должен быть органично связан с ее формой и назначением. Необходимо учитывать закономерности психологического воздействия цвета с учетом специфики условий функционирования машины. Цвет, форма и функции работы машины должны быть органично увязаны между собой. Несмотря на то что существуют научные рекомендации, например по окраске машин и станков, цвет, тем не менее, является одним из самых субъективных средств композиции. Только при сотрудничестве инженера-конструктора и специалиста по художественному конструированию машин может быть успешно решена эта задача.

Построение геометрической перспективы будущей машины на плоскости чертежа, а в последние годы и в компьютерных программах, например КОМПАС-3D, способствует более наглядному зрительному восприятию ее пространственной формы.

Первые работы, выполненные в технике перспективы, появились в эпоху Ренессанса (XIV–XVI вв.), когда реалистическое направление в изобразительном искусстве достигло расцвета [2, 3]. Созданная система передачи пространственного образа на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед художниками, архитекторами и в дальнейшем инженерами. В зависимости от назначения перспективного изображения используют различные виды перспективы. Современным людям привычнее прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Теория линейной перспективы впервые появилась в работах Лоренцеттии А. в XIV в. Этот вид перспективы — самый распространенный из-за использования в 3D-играх. Изображения, построенные в прямой линейной перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют также плафонной перспективой. В этой перспективе созданы мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника Дейнеки А.А. (рис. 1).

Для Цитирования:
Юренкова Л. Р., Андреева А. А., Свисткова Н. В., Щербакова Ю. В., Техническая эстетика в современном машиностроении. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала