По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94 DOI:10.33920/nik-02-2502-07

Театральная публика: проблема определения и типологии

Бондаренко София Андреевна аспирант кафедры философии, социологии и культурологии по научной специальности 5.10.1 «Теория и история культуры, искусства» Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. Адрес: Sofi_bond1999@mail.ru, ORCID: 0009-0008-2115-8890

В статье анализируются проблемы феномена разделения зрителей в оперном театре. Теоретико-методологическим основанием статьи является типология слушателей Т. Адорно, который выделяет: «профессиональную публику», «любителей, ценителей искусства», «начинающего зрителя», «массового слушателя». В связи с развитием зрелищной культуры и повышением ее роли в современном обществе актуальным становится рассмотрение вопроса о дифференциации публики в театре с научной точки зрения. Проблема анализа и типологизации театральной публики становится объектом данной статьи.

Литература:

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

2. Аксаков К. Опыт синонимов. Публика-народ. Статья из альбома Софьи Александровны // Роман-газета XXI век. — 1999. — № 7. — С. 70.

3. Аристотель. Политика. Пер. С.А. Жебелева. М., 2024. — 375 с.

4. Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2, Т.3: А-З, Л-Р / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — 912 с.

5. Социальное бытие искусства / В. А. Конев ; под ред. В. Н. Борисов. — Саратов : Издательство Саратовского университета, 1975. — 186 с.

6. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гасссет; [пер. с исп. А. Гелескула]. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 256 с.

7. Платон. Соч. в 4 т, Т. 3, ч. 2, четырех томах. Т. 3 Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древне-греч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. — 752 с. 172–173.

8. Структура аудитории искусства // Художественная жизнь современного общества. Т. 2: Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. — СПб., 1997.

9. «Театр — это движение. И жизнь человека должна быть движением». [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/255806/teatr-eto-dvizheniei-zhizn-cheloveka-dolzhna-byt-dvizheniem (дата обращения: 20.11.2024).

10. Хренов H.A. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. — М.: Аграф, 2007. — 495 с.

1. Adorno T. Selected Works: Sociology of Music. Moscow-St. Petersburg: University Book, 1999.

2. Aksakov K. Experience of Synonyms. Public-People. Article from Sofia Alexandrovna's Album // Roman-Newspaper XXI Century. — 1999. — No. 7. — P. 70.

3. Aristotle. Politics. Trans. S.A. Zhebelev. Moscow, 2024. — 375 p.

4. Dahl V.A. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language: In 4 Volumes. Vol. 2, Vol. 3: A-Z, L-R / Ed. by prof. I.A. Baudouin de Courtenay. — Moscow: TERRA — Book Club, 1998. — 912 p.

5. Social Being of Art / V.A. Konev; ed. V. N. Borisov. — Saratov: Saratov University Publishing House, 1975. - 186 p.

6. Ortega y Gasset, Jose. Revolt of the Masses / Jose Ortega y Gasset; [translated from Spanish by A. Geleskul]. - Moscow: AST Publishing House, 2020. - 256 p.

7. Plato. Works in 4 volumes, Vol. 3, Part 2, four volumes. Vol. 3, Part 1 / Under the general editorship of A. F. Losev and V. F. Asmus; Translated from ancient Greek. — St. Petersburg: St. Petersburg University Publishing House; "Oleg Abyshko Publishing House", 2007. — 752 p. 172–173.

8. The structure of the art audience // Artistic life of modern society. Vol. 2: The art audience in Russia: yesterday and today. — St. Petersburg, 1997.

9. "Theatre is movement. And human life should be movement." [Electronic resource]. URL: https://www.culture.ru/materials/255806/teatr-eto-dvizhenie-i-zhizncheloveka-dolzhna-byt-dvizheniem (date of access: 20.11.2024).

10. Khrenov H.A. The public in the history of culture. The phenomenon of the public from the perspective of mass psychology. — M .: Agraf, 2007. — 495 p.

Для рассмотрения и типологизации зрительской театральной аудитории, для начала необходимо уточнить терминологический аппарат. В словаре В. Даля слово «публика» показано, что данное понятие происходит от латинского «общество, народ, люди, люд» и поясняется, что «у нас публикой зовут общество, кроме черни, простого народа» [4, c. 490]. Слово «зритель» связано со старославянским словом «зреть» — «зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; обращаться лицом куда-то» [4, c. 490]. Из этого следует, что каждого человека находящегося, в процессе «смотрения», можно назвать зрителем. Однако не каждый зритель представляет собой публику.

Согласно философу В.А. Коневу, «публика — не простая совокупность людей, контактирующая с искусством, а определенная группа зрителей, объединенная пониманием произведения. Поэтому произведение создает публику тем, что задает общение людей по своему поводу. Основой этого общения и выступает понимание зрителями произведения, в этом же общении оно формируется и проявляется» [5, c. 230]. В данном определение В. Конев объединяет «публику» и «зрителя», и делает акцент, что второе вытекает из первого и схоже с определением В. Даля, что зрители — это группа людей, объединённых общими интересами («зримые», находящиеся в общем культурном созерцании чего-либо).

Различия в трактовки культурного феномена «публики» обусловлено спецификой ее изучения в разного рода науках. Выделяются различные научные концепции, используемые для изучения публики: социологические, психологические, культурологические, эстетические и др. Например, в искусствоведении присутствует такое определение: «Публика — это часть общества, занятая неспециализированной деятельностью потребления искусства, благодаря которой реализуются общественные функции искусства» [8, c. 136]. Данная формулировка дает возможность четко разграничить дальнейшее понимание «публики» в контексте уже ее оценочной характеристики. Важно дифференцировать понимание этого феномена, выделить свойственные ему признаки, определить, в силу чего он формируется.

Для Цитирования:
Бондаренко София Андреевна, Театральная публика: проблема определения и типологии. Ученый совет. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: