По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 792.01 DOI:10.33920/nik-01-2110-02

Театр без границ: к постановке вопроса о стирании граней между профессиональным и любительским творчеством

Цишковская Марина Станиславовна ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», Россия, 350072, Краснодарский край, Краснодар, ул. 40 лет Победы, д. 33, E-mail: sun199.95@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6287-2193

В последнее время любительское театральное движение, казалось, утратившее свою значимость несколько десятилетий назад, возрождается и, более того, трансформируясь, теперь качественно отличается от того социокультурного явления, каким оно было в прошлом. В статье рассматривается развитие любительского творчества на современном этапе. Речь пойдет о частных коммерческих театрах, любительских студиях и лабораториях, которые за последнее десятилетие не только получили широкую популярность, но и в условиях постмодернистских трансформаций стали прямыми конкурентами искусству профессиональному, тем самым стирая границы между профессиональным и любительским творчеством. Функции профессиональных театров, задачи и проблемы, которые возникают перед ними, в той же степени коснулись и искусства любительского. Автор приходит к выводу о постепенном размывании границ между профессиональным и любительским театром, что в ближайшем будущем может привести к новым глобальным трансформациям в области театральной культуры.

Литература:

1. Официальный сайт ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ kultura/6261947 (дата обращения: 06.03.2021).

2. Сколько в России театров [Электронный ресурс]. — URL: https://yakapitalist.ru/ finansy/skolko-v-rossii-teatrov/ (дата обращения: 06.03.2021).

3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М., 2015. — 445 с.

4. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. — Л., 1984. — 187 с.

5. Рудницкий К.Л. Разведка боем // Народные театры: Взгляд со стороны. Сами о себе. — М., 1981. — 59 с.

6. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т. 1. — Л., 1980. — 50 с.

1. TASS — official page [Online.] Available from: https://tass.ru/kultura/6261947 (Accessed: 06.03.2021).

2. Skol’ko v Rossii teatrov [How many theatres are in Russia?]. [Online.] Available from: https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-v-rossii-teatrov/ (Accessed: 06.03.2021).

3. Stanislavskiy K.S. Moya zhizn’ v iskustve [My life in art]. — Moscow, 2015. — 445 p.

4. Kalmanovskiy E.S. Kniga o teatral’nom akter’e [A book about a theater actor]. — Leningrad, 1984. — 187 p.

5. Rudnitskiy K.L. Razvetka boem [Recon mission.] // Folk theaters: A look from the outside. About themselves. — Мoscow, 1981. — 59 p.

6. Tovstonogov G.A. Z’erkalo stseny [Stage mirror] Vol. 1. — Leningrad, 1980. — 50 p.

Статья поступила 23.08.2021

Театральное искусство, как известно, — это одно из мощнейших средств приобщения к культуре, духовности. О его актуальности и важности в системе духовно-нравственного воспитания и обогащения современного общества говорится на различных уровнях: начиная от публикаций в местных изданиях, заканчивая национальными проектами в области культуры и искусства, принятыми высшими органами власти. В настоящее время, по информации, опубликованной на официальном сайте ТАСС [1], на территории Российской Федерации насчитывается около 700 профессиональных театров, имеющих государственную поддержку (отметим, что в 2000 г., по данным Росстата, Минкультуры РФ [2], количество театров было значительно меньше — 547). Возрастающий интерес к театральному искусству Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ, объясняет тем, что «аудитория театров в последнее время поступательно увеличивается, тем не менее спрос до сих пор опережает предложение. Наиболее остро эта проблема проявляется в регионах, удаленных от мегаполисов» [1]. В таких регионах данная проблема решается с помощью развития любительского театрального искусства.

Эстетические концепции, исповедуемые многими профессиональными театральными коллективами, стиль и принципы драматической игры во многом обязаны своим появлением на свет именно любительским движениям, студиям и кружкам. В свое время это было практически доказано и описано в труде основателя отечественной режиссерской театральной культуры К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» [3].

Сегодня любительское театральное искусство снова становится устойчивой популярной формой досуга и реализации творческого потенциала современного общества. Особенно значимы любительские театры в тех городах и населенных пунктах, где нет профессиональных. Это воспитание актера и зрителя, и формирование мировоззрения, вкуса, и организованный досуг. Театральные любительские студии реально осуществляют функции культурно-досуговых учреждений, во многом заменяют их.

Для Цитирования:
Цишковская Марина Станиславовна, Театр без границ: к постановке вопроса о стирании граней между профессиональным и любительским творчеством. Вопросы культурологии. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: