В настоящее время не существует унифицированной дефиниции для термина «цифровая экономика», однако, как отмечает Р. Мещеряков, к данному понятию существует два подхода — «классический» и «расширенный». Классический подход определяет, что цифровая экономика — это «экономика, основанная на цифровых технологиях, и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг». Расширенный подход трактует цифровую экономику как «экономическое производство с использованием цифровых технологий» [13].
По мнению авторов, национальные особенности формирования цифровой экономики в большей мере тяготеют к ее расширенному определению, что, кроме прочего, подтверждается положениями Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 гг., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235, предусматривающей в качестве основных задач развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, внедрение технологий электронного правительства и развитие инфраструктуры информатизации, трансформацию бизнес-процессов посредством информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) во всех сферах жизнедеятельности современного общества [5].
В соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза одной из задач, выполнение которых обеспечивают таможенные органы, является защита национальной безопасности [10]. При этом данное положение конкретизируется положениями Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», который возлагает на таможенные органы функцию по обеспечению в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защиты ее экономических интересов [4].
Следует отметить, что описываемое изменение не представляется принципиально новым феноменом, поскольку на всех этапах развития таможенной службы ее базовые цели, задачи, функции не характеризуются значительными различиями и в целом сохраняют общую экономически правоохранительную направленность. При этом достаточно принципиально трансформируются применяемые средства и методики, что характерно и для цифровой экономики.