По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Таможенные аспекты маркировки алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации

Худжатов М. Б. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

В статье проведен анализ норм российского законодательства, регулирующих порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции, ввозимой на территорию РФ. Организация маркировки алкогольной продукции может осуществляться как до ее ввоза на территорию РФ, так и после ввоза в рамках эксперимента, проводимого на территориях некоторых субъектов РФ. В статье разработаны схемы организации маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками для обоих вариантов. Практическая реализация этих схем обеспечит оптимизацию деятельности импортеров алкогольной продукции.

Литература:

1. Ахмедзянов, Р. Р., Коротков, Д. А., Карепанов, В. С. Маркировка алкогольной продукции как средство ее идентификации таможенными органами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 2-2 (41). — С. 97–99.

2. Кулешов, А. В., Чухаева, Е. Г. Особенности проведения таможенного контроля при ввозе алкогольной продукции на территорию ЕАЭС // Бюллетень инновационных технологий. — 2022. — Т. 6. — № 2 (22). — С. 42–47.

3. Самченко, О. Н., Лебедева, А. А. Анализ идентификационных критериев крепких алкогольных напитков (на примере коньяков) // Агропродовольственная экономика. — 2021. — № 1. — С. 34–42.

4. Сметанина, А. Б., Серегина, Н. В. Особенности идентификации крепких спиртных напитков в таможенных целях // Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг: Материалы XI Международной научно-практической конференции. — Орел, 2022. — С. 210–213.

5. Леханова, Е. С., Соловьев, О. Д. Некоторые проблемы борьбы с контрафактной алкогольной продукцией на современном этапе // Вопросы российского и международного права. — 2021. — Т. 11. — № 6A. — С. 196–201.

6. Худжатов, М. Б. Таможенные аспекты маркировки средствами идентификации иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. — 2021. — № 6 (38). — С. 89–99.

7. Худжатов, М. Б., Чеботарев, А. Е. Совершенствование процедуры маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. — 2020. — № 5 (31). — С. 77–86.

8. Загаринский, А. В., Паулов, П. А. Маркировка алкогольной продукции как средство ее идентификации таможенными органами // Modern Science. — 2021. — № 2-1. — С. 134–136.

9. Воротынцева, Т. М., Кхатри, Т. Актуальные проблемы механизма подтверждения соответствия ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров // Маркетинг и логистика. — 2022. — № 1 (39). — С. 5–16.

10. Шибаршина, О. Ю., Щенева, М. А. Таможенный контроль импорта алкогольной продукции на таможенную территорию России // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. — Курск, 2022. — С. 282–285.

11. Официальный сайт Росалкогольрегулирования [Электронный ресурс]. — URL: https://fsrar.gov.ru/.

12. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — URL: https:// customs.gov.ru/.

1. Akhmedzyanov, R. R., Korotkov, D. A., Karepanov, V. S. Labeling of alcoholic beverages as a means of its identifi cation by customs authorities. International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2020, no. 2-2 (41), pp. 97–99.

2. Kuleshov, A. V., Chukhaeva, E. G. Features of customs control when importing alcoholic products into the territory of the EAEU. Bulletin of innovative technologies. 2022, v. 6, no. 2 (22), pp. 42–47.

3. Samchenko, O. N., Lebedeva, A. A. Analysis of identifi cation criteria for strong alcoholic beverages (on the example of brandy). Agro-food economy. 2021, no. 1, рр. 34–42.

4. Smetanina, A. B., Seregina, N. V. Features of identifi cation of strong alcoholic beverages for customs purposes. in the collection: Consumer market: quality and safety of goods and services. Materials of the XI International Scientifi c and Practical Conference. Eagle, 2022, рр. 210–213.

5. Lekhanova, E. S., Soloviev, O. D. Some problems of combating counterfeit alcoholic products at the present stage. Issues of Russian and international law. 2021, vol. 11, no. 6A, pp. 196–201.

6. Khudzhatov, M. B. Customs aspects of marking by means of identifi cation of foreign goods imported into the territory of the Russian Federation. Marketing and Logistics. 2021, no. 6 (38), pp. 89–99.

7. Khudzhatov, M. B., Chebotarev, A. E. Improving the procedure for marking foreign footwear imported into the territory of the Russian Federation. Marketing and Logistics. 2020, no. 5 (31), pp. 77–86.

8. Zagarinsky, A. V., Paulov, P. A. Labeling of alcoholic products as a means of its identifi cation by customs authorities. Modern Science. 2021, no. 2-1, pp. 134–136.

9. Vorotyntseva, T. M., Khatri, T. Actual problems of the mechanism for confi rming the conformity of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union. Marketing and Logistics. 2022, no. 1 (39), pp. 5–16.

10. Shibarshina, O. Yu., Shcheneva, M. A. Customs control of the import of alcoholic products into the customs territory of Russia. In the collection: Management of the socio-economic development of regions: problems and ways to solve them. Collection of scientifi c articles of the 12th International Scientifi c and Practical Conference. Kursk, 2022, рр. 282–285.

11. Offi cial website of Rosalkogolregulirovanie. Available at: https://fsrar.gov.ru/.

12. Offi cial website of the FCS of Russia. Available at: https://customs.gov.ru/.

Согласно положениям ст. 12 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, алкогольная продукция, ввозимая в РФ, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками (далее — ФСМ). ФСМ является документом, удостоверяющим законность оборота на территории РФ алкогольной продукции. При этом обязанность по маркировке алкогольной продукции возникает как при ее ввозе на территорию РФ из стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), так и при ввозе на территорию РФ из стран ЕАЭС [1].

Образцы ФСМ приведены в Приказе Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 401 (рис. 1). ФСМ выдаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием) в порядке, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2021 № 155.

Рассмотрим особенности ввоза крепких алкогольных напитков на территорию РФ. Алкогольная продукция, которая произведена за пределами РФ и на которую получены ФСМ, должна быть ввезена на территорию РФ в течение 18 месяцев со дня их получения заявителем (ст. 6 Закона от 26.03.2022 № 74-ФЗ). По общему правилу, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2348, ФСМ должны наноситься на импортируемую алкогольную продукцию до ее ввоза на территорию РФ [3].

Вместе с тем согласно положениям ст. 12 Закона от 22.11.1995 №171-ФЗ с 1 июня 2021 г. по 31 мая 2024 г. в России проводится эксперимент по маркировке ФСМ импортной алкогольной продукции на территории РФ [4].

На основании вышеизложенного можно выделить два способа организации маркировки ФСМ импортной алкогольной продукции:

1. Нанесение ФСМ на импортируемую алкогольную продукцию за пределами территории РФ.

2. Нанесение ФСМ на импортную алкогольную продукцию на территории РФ.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Если ФСМ наносятся на импортируемую алкогольную продукцию до ее ввоза на территорию РФ, таможенное оформление осуществляется в порядке, который показан на рисунке 2.

На первом этапе импортер алкогольной продукции должен получить ФСМ. ФСМ выдаются заявителю Росалкогольрегулированием через его территориальные органы на основании заявления, направленного в электронной форме с использованием ЕГАИС. Заявление подается заявителем посредством универсального транспортного модуля «ЕГАИС УТМ» (раздел «Выдача марок»).

Для Цитирования:
Худжатов М. Б., Таможенные аспекты маркировки алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: