В настоящее время является актуальным развитие отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в области экономики, торговли и таможенного сотрудничества. Одни из значимых направлений сотрудничества — торговые отношения в области торговли водными биологическими ресурсами (ВБР). Водные биологические ресурсы являются важным источником питания, богатым витаминами и минералами. В категорию водных биологических ресурсов входят рыба, животные и растения, обитающие в водной среде, различные беспозвоночные, крабы, моллюски. В товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности данные товары причисляются к группе 03 «Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные», группа включает подгруппы 0301 «Живая рыба», 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции» и др.
Российская Федерация имеет выходы к нескольким морям: Берингову, Охотскому, Норвежскому, к Восточно-Камчатской и Южно-Курильской зонам Тихого океана, где и добывается основной объем водных биологических ресурсов. В связи с этим Россия является одним из мировых лидеров добычи водных биологических ресурсов. Общий объем их добычи (вылова) в 2021 г. российскими организациями составил 5053,4 тыс. т, в том числе во внутренних (пресноводных) водных объектах — 116,8 тыс. т, что на 72,6 тыс. т, или на 1,5 %, выше уровня 2020 г. На рисунке 1 представлена динамика объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов за 2018–2021 гг.
Как видно из рисунка 1, объем добычи водных ресурсов находится на стабильно высоком уровне, из добываемых ресурсов около половины направляется на экспорт. Российский экспорт водных биологических ресурсов направляется в государства, имеющие высокий спрос на данный вид продукции, к таким государствам относятся: Китай, Республика Корея, Япония, Нидерланды и др. Китай является основным импортером российских ВБР ввиду многочисленного населения и развитой культуры их потребления водных. В таблице представлены данные экспорта водных биологических ресурсов из России в Китай по различным наименованиям товаров группы 03 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Рис. 1. Добыча (вылов) водных биоресурсов в 2018–2021 гг. без изъятия товарной аквакультуры, тыс. т [9]
Из данных таблицы видно, что Китай импортирует в больших объемах товары из группы 0306 ракообразных в панцире или без панциря, живых, свежих, охлажденных, мороженых, сушеных, соленых, практически не импортируется группа — 0301 «Живая рыба», в 2017 г. импорт составил 17 т, а в последующие годы данный продукт не импортировался.
С 2017 по 2019 г. объем импорта ВБР динамично возрастал (рис. 2), однако прослеживается нисходящая тенденция с 2019 по 2021 г. Это связано с появлением коронавирусной инфекции COVID-19 и последующим ее распространением. На упаковках товаров, ввозимых из России в Китай, были обнаружены следы данной инфекции, вследствие чего Китай ограничил импорт из России, что и привело к сокращению объема импорта ВБР.
Однако, как видно из рисунка 3, стоимость импорта ВБР Китаем из России за 2019–2021 гг. снизилась, но не так значительно, как это произошло в физическом объеме. Так происходит в первую очередь потому, что в связи с сокращением объема импорта в тоннах произошло повышение цен на данный вид продукции.
Развитие торговых отношений в области ВБР не только имеет положительные стороны, но и сопровождается негативными процессами. Рост стоимости рыбной продукции на зарубежном рынке способствует росту контрабанды водных биологических ресурсов. Контрабанда представляет собой незаконный ввоз или вывоз товаров с целью избегания уплаты таможенных пошлин. Итоги деятельности Дальневосточного таможенного управления показывают, что за 2018–2021 гг. контрабанда водных биологических ресурсов является наиболее совершаемым правонарушением. Для каждого года характерно возбуждение около 20 уголовных дел, связанных с нелегальным перемещением водных биологических ресурсов. Контрабанда в основном направлялась в такие страны, как Китай, Республика Корея и Япония. Основными продуктами контрабанды выступали треска, минтай, рыба лососевых пород и др. Примером данного вида нарушения является ситуация, произошедшая в 2017 г.: гражданину РФ было предъявлено обвинение в контрабанде живого краба в Китай, общий вес которого составил 50 831 кг рыночной стоимостью почти 39 млн руб. Гражданин был обвинен в контрабанде в особо крупном размере [12].


Рис. 2. Динамика импорта Китая ВБР из России в тоннах, 2017–2021 гг. [8]

Рис. 3. Динамика импорта ВБР Китаем из России, 2017–2021 гг., тыс. долл. США [8]
Из рисунка 4 видно, что объем пресеченной контрабанды водных биологических ресурсов имел тенденцию к снижению, однако с 2020 г. он начал расти. Это свидетельствует о том, что с ростом мировых цен увеличивается и объем правонарушений, связанных с нелегальным промыслом и экспортом водных биологических ресурсов. Дополнительным фактором роста объема контрабанды выступил карантин коронавирусной инфекции в Китае, так как официальные каналы импорта оказались закрытыми, что привело к росту нелегального импорта.

Рис. 4. Стоимостный объем пресеченной контрабанды водных биологических ресурсов через таможни Дальнего Востока с 2018 по 2021 г. [6]
Нелегальный промысел и последующая контрабанда ВБР являются весьма важной проблемой, которая подрывает экономические основы рыболовства, наносит экономический ущерб государству. Данное явление трудно поддается контролю ввиду объективной сложности мониторинга судов, занимающихся промыслом. Для противодействия данному явлению в российском законодательстве была сформирована необходимая правовая база, способствующая борьбе с контрабандой ценных водных биологических ресурсов. К компетенции таможенных органов согласно статье 157 УПК РФ относится производство следственных действий по уголовным делам о преступлениях, указанных в статье 226.1 УК РФ (контрабанда особо ценных водных биологических ресурсов) [19].
Эффективному противодействию контрабанде способствует ужесточение наказания за незаконное перемещение водных биологических ресурсов. Например, с 2019 г. к ответственности привлекаются лица, осуществляющие незаконную деятельность в рамках организованной группы или по предварительному сговору, раньше данная мера в статье 258.1. УК РФ отсутствовала. Также был повышен срок тюремного заключения за незаконный отлов, приобретение, хранение редких водных биологических ресурсов до пяти лет. Ужесточено наказание в отношении лиц, занимающихся нелегальным перемещением водных биологических ресурсов с использованием служебного положения — срок лишения свободы был увеличен с пяти до шести лет. Важно не только пресекать контрабанду на этапе перемещения, а воздействовать на это путем таких мер, которые ограничат возникновение данного явления.
Контрабанда является значительной проблемой, требующей особого внимания. Сотрудничество государственных органов Китая и России способно привести к снижению уровня правонарушений в данной области. Китайско-российское сотрудничество обладает множеством актуальных механизмов, которые могут быть осуществлены в ближайшем будущем. На рисунке 5 представлены основные механизмы [5].
Китай и Россия реализуют свое торговое взаимодействие через Межправительственное соглашение о торгово-экономических отношениях, подписанное 5 марта 1992 г. Это соглашение позволяет упростить и ускорить множество таможенных аспектов для стран. Россия является основным участником Евразийского экономического союза, который рассматривает организацию зоны свободной торговли с Китаем. В 2018 г. было подписано Соглашение о торговоэкономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой. Реализация проекта по созданию зоны свободной торговли с Китаем в значительной степени окажет влияние на товарооборот в связи с тем, что соглашение включает в себя обязательства по упрощению торговых процедур.

Рис. 5. Механизмы российско-китайского таможенного сотрудничества
В ноябре 2014 г. вступило в силу Соглашение между КНР и Правительством Российской Федерации по противодействию ННН-промыслу с помощью введения сертификации на уловы ВБР и продукцию из них. Оно подразумевает принятие ряда совместных мер, направленных на пресечение незаконной добычи ВБР. К таким мерам относятся: обеспечение органов, уполномоченных на охрану морских районов, информацией о морских суднах, попавших под подозрение в ведении ННН-промысла; международный позывной судна и других сведений, необходимых для идентификации. 2021 г. ознаменовался оформлением 5067 сертификатов более чем на 1,15 млн т ВБР и продукции из них [4]. Россия также реализует межправительственные соглашения о сотрудничестве в области предотвращения и предупреждения незаконного и нерегулируемого промысла ВБР не только с Китаем, но и с рядом других стран (например, с Республикой Корея).
Одним из важнейших этапов таможенного сотрудничества между Россией и Китаем является нетарифное регулирование и контроль качества продукции. Основные составляющие этого контроля представлены на рисунке 6.
Общие положения, касающиеся контроля продукции, можно найти в Кодексе МЭБ и Кодексе Алиментариус [11]. Что касается вывоза пищевой продукции с территории РФ, получение лицензии по ветеринарному и фитосанитарному контролю является необходимым. Пищевая продукция на территории Китая также подлежит контролю, основным нормативным документом выступает Закон КНР «О безопасности пищевых продуктов», этот закон регламентирует в том числе и импорт продуктов питания из России [10]. Существуют и иные нормативные акты, регулирующие положения о торговле ВБР между странами:
1. Закон КНР «О карантине при ввозе и вывозе животных и растений» 1991 г.
2. Правила карантина растений от 03.01.1983 (внесены поправки в 1992 г.).
3. Правила проведения карантина растений (в части сельского хозяйства).
4. Положение «О применении Закона КНР о карантине при экспорте и импорте животных и растений» (приказ № 206 Госсовета КНР 1996 г.);
5. Закон КНР о безопасности продуктов питания 2009 г.
6. Положение «О применении Закона КНР о безопасности продуктов питания» 2009 г.
7. Правила проведения оценки рисков в отношении импортной продукции растительного и животного происхождения от 2002 г.
8. Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры «СИТЕС».

Рис. 6. Контроль качества экспорта пищевой продукции в России и Китае
Положение КНР об импортноэкспортном тарифе обеспечивает нормативную базу Китая для применения льготных режимов и преференций [14]. Комитет по таможенным тарифам Госсовета Китая использует данные нормативные акты, когда утверждает ежегодные специальные положения — «Таможенный экспортно-импортный тариф Китайской Народной Республики». Данный документ регулирует экспортно-импортные операции Китая за счет рычагов таможенных пошлин для льготных таможенных режимов, а также различных преференций.
Ввоз российских водных биологических ресурсов на территорию Китая требует в обязательном порядке соблюдения мер сертификации. Для того чтобы ВБР можно было ввозить на территорию Китайской Народной Республики, необходимо получить определенные разрешительные документы. Например, сертификат здоровья на рыбу и рыбную продукцию и на живых водных животных для пищевых целей и т. д. [10].
Сфера сертификации продукции — область, которая, на данный момент особенно нуждается в развитии. Это объясняется тем, что российским торговым субъектам необходимо дважды проходить сертификацию (и в России, и в Китае).
В настоящее время Россия и Китай осуществляют совместные проекты в таможенной деятельности, к ним относятся: организация таможенного контроля; подготовка кадров; некоторые аспекты, связанные с таможенным оформлением. На рисунке 7 представлены сферы таможенного сотрудничества между Россией и Китаем.
Опираясь на данные рисунка 7, можно сделать вывод о том, что работа над снижением торговых и таможенных барьеров между РФ и КНР активно осуществляется. Отдельного внимания заслуживает унификация таможенных процедур со стороны Китая. Этот процесс подразумевает привидение таможенных формальностей, документов и различных операций к общему формату, что позволяет упростить и ускорить процесс торговли [14].
Так, например, 2 декабря 2021 г. состоялись переговоры между Россельхознадзором и Бюро по контролю безопасности импортируемых и экспортируемых продуктов питания Главного таможенного управления Китайской Народной Республики Би Кэсинем по вопросам экспорта рыбы в Китай и взаимодействию по ветеринарному контролю1.

Рис. 7. Таможенное сотрудничество России и Китая
Российско-китайское сотрудничество можно охарактеризовать некоторыми проблемами в таможенном деле. Так, например, скорость прохождения товаров, экспортируемых в Китай, достаточно низкая. Однако работа в этой области ведется с 2017 г. Таможенные органы РФ и КНР в настоящее время осуществляют признание результатов таможенного контроля. Такая деятельность ускоряет пересечение границы транспортными средствами примерно на 10–20 минут.
В качестве отдельной проблемы можно отметить недостаточно развитую логистику в России, с ее развитием осуществление торговых отношений с КНР будет происходить быстрее, что, тем не менее, увеличит нагрузку на таможенный и санитарный контроль. В настоящее время актуальной задачей является создание качественной инфраструктуры на границе между Китаем и Россией для ускорения импортно-экспортных операций обеих стран [5].
Кроме того, на развитие сотрудничества накладывают ограничение: а) таможенное тарифное и нетарифное регулирование — ограничения экспортно-импортных операций; б) неблагоприятные изменения климата, ухудшение экологии, нелегальный промысел, подрывающие основу рыболовства, а также снижающие потенциал торговли ВБР; в) истощение запасов водных биологических ресурсов. Например, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций, мировой запас ВБР уже снизился на 28 % за последнее столетие [16].
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на сложности торговли водными биологическими ресурсами между Россией и Китаем, данный сегмент обладает значительным потенциалом роста. Cотрудничество между Россией и Китайской Народной Республикой в области таможенного дела становится более эффективным: совершенствуются таможенные процедуры, снижаются торговые и тарифные барьеры, появляются и реализуются новые проекты по усовершенствованию таможенного взаимодействия.