По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543 DOI:10.33920/VNE-03-2110-02

Таможенное регулирование трансграничной интернет-торговли в РФ в современном мире

Староверова К. О. канд. пед. наук, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела, РЭУ имени Г. В. Плеханова

В статье рассматривается существующая система таможенного регулирования интернет-торговли в РФ и Евразийском экономическом союзе, проекты ее изменения и возможные последствия этих изменений.

Литература:

1. Бондарев С. А. Инвестиционное сотрудничество между странами — членами Содружества независимых государств // Международная торговля и торговая политика. — 2008. — № 2. — С. 19–25.

2. Вериго С. А. Роль международного научно-технического сотрудничества в социально-экономическом развитии России // Экономика XXI века. — 2010. — № 1.

3. Джабиев А. П. Институт таможенного администрирования как фактор развития внешней торговли // Международная торговля и торговая политика. — 2015. — № 1.

4. Зуева Т. С. Особенности регулирования системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках таможенного контроля, проводимого таможенными органами РФ // Таможенное дело. — 2015.

5. Омаров Р. Б. Информационные технологии моделирования и управления 1 (91), 2015 «Роль инновационного развития в повышении эффективности предприятия АПК». Воронеж: Научная книга, 2015. — 88 с.

6. Панина Е. А. Геополитические аспекты расширения Европейского союза // Вопросы экономических наук. — 2014. — № 1.

7. Сенотрусова, С. В. Таможенный контроль в Российской Федерации: монография / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов, О. В. Шишкина. — М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. — 163 с.

8. Рожков Р. Пошлины требуют дополнительной проработки // Коммерсантъ. — 2015. — 23 ноября.

9. Соколов А. представил результаты исследования АКИТ по трансграничной торговле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akit.ru (дата обращения: 01.12.2015).

10. Худоренко Е. А., Назарова Е. А., Черевык К. А. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2015. — № 1. — С. 124–127.

11. Международные почтовые отправления и интернет-торговля: основные тенденции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://провэд.рф (дата обращения: 27.11.2015).

12. АКИТ поддерживает инициативу ЕЭК по установлению единых для ЕАЭС правил ввоза товаров для личного пользования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akit.ru (дата обращения: 07.12.2015).

13. ЕЭК готова запретить беспошлинную интернет-торговлю // Вести. Экономика. — 2015. — 23 нояб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/ (дата обращения: 27.11.2015).

14. За обуздание интернет-торговли ФТС готова заплатить 12 миллионов рублей // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». — 2013. — 29 окт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://провэд.рф (дата обращения: 28.11.2015).

15. Гайфутдинова В. Казпочта: Не стоит пересматривать пошлины на товары из интернета // Forbes Казахстан. — 2015. — 27 нояб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://forbes.kz (дата обращения: 01.12.2015).

16. Минпромторг предложил снизить порог беспошлинного ввоза до 500 евро // Forbes Россия. 2–014. — 6 авг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.forbes.ru (дата обращения: 01.12.2015).

17. Таможенные пошлины за интернет-покупки можно заплатить по интернету [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru (дата обращения: 02.12.2015).

1. Bondarev S. A. Investitsionnoe sotrudnichestvo mezhdu stranami — chlenami Sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv [Investment cooperation between member countries of the Commonwealth of Independent States]. Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International trade and trade policy]. 2008. No. 2. P. 19–25. (In Russ.)

2. Verigo S. A. Rol mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v sotsialno-ekonomicheskom razvitii Rossii [The role of international scientific and technical cooperation in the socio-economic development of Russia] // Ekonomika XXI veka [Economy of the XXI century]. 2010. No. 1. (In Russ.)

3. Dzhabiev A. P. Institut tamozhennogo administrirovaniia kak faktor razvitiia vneshnei torgovli [Institute of Customs Administration as a Factor in the Development of Foreign Trade] // Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International Trade and Trade Policy]. — 2015. — No. 1. (In Russ.)

4. Zueva T. S. Osobennosti regulirovaniia sistemy mezhvedomstvennogo elektronnogo vzaimodeistviia v ramkakh tamozhennogo kontrolia, provodimogo tamozhennymi organami RF [Features of the regulation of the system of interdepartmental electronic interaction within the framework of customs control carried out by the customs authorities of the Russian Federation] // Tamozhennoe delo [Customs]. — 2015. (In Russ.)

5. Omarov R. B. Informatsionnye tekhnologii modelirovaniia i upravleniia 1 (91), 2015 ISSN 1813–9744 «Rol innovatsionnogo razvitiia v povyshenii effektivnosti predpriiatiia APK» [Information technology for modeling and management 1 (91), 2015 ISSN 1813–9744 «The role of innovative development in improving the efficiency of the agro-industrial complex»]. Voronezh: «Scientific book», 2015–88 p. (In Russ.)

6. Panina E. A. Geopoliticheskie aspekty rasshireniia Evropeiskogo soiuza [Geopolitical aspects of the enlargement of the European Union] // Voprosy ekonomicheskikh nauk [Problems of Economic Sciences]. — 2014. — No. 1. (In Russ.)

7. Senotrusova S. V. Tamozhennyi kontrol v Rossiiskoi Federatsii: monografiia [Customs control in the Russian Federation: monograph] / S. V. Senotrusova, V. G. Svinukhov, O. V. Shishkina. — M.: Publishing house of RGTEU, 2009. — 163 p. (In Russ.)

8. Rozhkov R. Poshliny trebuiut dopolnitelnoi prorabotki [Duties require additional study] // Kommersant. — 2015. — November 23. (In Russ.)

9. Sokolov A. predstavil rezultaty issledovaniia AKIT po transgranichnoi torgovle [Sokolov A. presented the results of the ACIT study on cross-border trade] [Electronic resource]. — Official site of the Association of Internet Trade Companies. — 2015 — October 19. — URL: http://www.akit.ru (date of access: 01.12.2015) (In Russ.)

10. Khudorenko E. A., Nazarova E. A., Cherevyk K. A. Problemy integratsii na postsovetskom prostranstve [Integration problems in the post-Soviet space] // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO [Economics, statistics and informatics. Bulletin of UMO]. 2015. No. 1. P. 124–127. (In Russ.)

11. Mezhdunarodnye pochtovye otpravleniia i Internet-torgovlia: osnovnye tendentsii [International mail and Internet trade: basic trends] [Electronic resource]. — Information and analytical network publication «PROVED». — 2013. — November 28. — URL: http: //proved.rf (date of access: 27.11.2015) (In Russ.)

12. AKIT podderzhivaet initsiativu EEK po ustanovleniiu edinykh dlia EAES pravil vvoza tovarov dlia lichnogo polzovaniia [ACIT supports the EEC initiative to establish uniform rules for the EAEU for the import of goods for personal use] [Electronic resource]. — Official site of the Association of Internet Trade Companies. — 2015. — December 1. — URL: http://www.akit.ru (date of access: 07.12.2015) (In Russ.)

13. EEK gotova zapretit besposhlinnuiu internet-torgovliu [The EEC is ready to prohibit duty-free Internet trade] [Electronic resource]. — News. Economy. — 2015. — November 23. — URL: 11/23/2015 http://www.vestifinance.ru/ (date of access: 27.11.2015) (In Russ.)

14. Za obuzdanie internet-torgovli FTS gotova zaplatit 12 millionov rublei [The FCS is ready to pay 12 million rubles for curbing the Internet trade] [Electronic resource]. — Information and analytical network publication «PROVED». — 2013. — October 29. — URL: http: //proved.rf (date of access: 28.11.2015) (In Russ.)

15. Gaifutdinova V. Kazpochta: Ne stoit peresmatrivat poshliny na tovary iz interneta [Kazpost: It is not worth revising duties on goods from the Internet] [Electronic resource]. — Forbes Kazakhstan — Business magazine. — 2015. — November 27. — URL: http://forbes.kz (date of access: 01.12.2015). (In Russ.)

16. Minpromtorg predlozhil snizit' porog besposhlinnogo vvoza do 500 evro [The Ministry of Industry and Trade proposed to reduce the threshold of duty-free import to 500 euro] [Electronic resource]. — Forbes Russia — Business magazine. — 2014. — August 6. — URL: http://www.forbes.ru (date of access: 01.12.2015). (In Russ.)

17. Tamozhennye poshliny za internet-pokupki mozhno zaplatit po internetu [Customs duties for Internet purchases can be paid over the Internet] [Electronic resource]. — Official website of the Federal Customs Service. — 2015. — February 9. — URL: http://customs.ru (date of access: 02.12.2015) (In Russ.)

В настоящий момент таможенное регулирование покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах осуществляется на основе Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В соответствии с данным документом физическое лицо может в течение календарного месяца получать в свой адрес товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях (МПО), с освобождением от уплаты таможенных платежей, если стоимость покупки составляет до 1000 евро, а вес — до 31 кг. Если стоимость или вес товара превышает лимит, физлицо оплачивает таможенную пошлину в размере 30 % от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за килограмм. При этом таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием сопровождающих документов, которые утверждены актами Всемирного почтового союза. В связи с этим получателю не требуется подавать декларацию на товары, за исключением некоторых случаев. Необходимые ФТС России документы уже прикреплены к самому почтовому отправлению.

Российский порог на беспошлинные интернет-покупки является одним из самых высоких в мире. Так, в США можно беспошлинно ввозить товары стоимостью до 200 евро, в Мексику и Бразилию — до 350 евро, в Австралию — до 630 евро [11]. На территории Евросоюза уже давно работает единая для всех стран многоступенчатая система регулирования ввоза товаров для личного пользования из-за границы. Если стоимость посылки превышает 22 евро, уплачивается НДС. Его размеры составляют от 15 до 27 % в зависимости от страны ввоза. Посылки со стоимостью более 150 евро облагаются не только НДС, но и ввозной таможенной пошлиной, которая в среднем составляет 4–6 %. Принцип регулирования импорта в Китае схож с европейским — каждая посылка облагается НДС и таможенной пошлиной, в случае если сумма этих налогов превышает 50 юаней (7 евро) [6, 12].

Для Цитирования:
Староверова К. О., Таможенное регулирование трансграничной интернет-торговли в РФ в современном мире. Лизинг. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: