По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543.027.2 DOI:10.33920/vne-04-2106-02

Таможенное регулирование деятельности на территории особых экономических зон

Вероника Григорьевна Иорданова канд. экон. наук, доцент кафедры Национальной экономики, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1., ORCID: 0000-0003-30125114, E-mail: iordanova-vg@ranepa.ru
Андрей Романович Бойко аспирант, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1., ORCID: 0000-0002-1626-492X, E-mail: andreubkv@yandex.ru

В статье проведен анализ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. В настоящее время, исходя из сложившейся мировой практики, особые экономические зоны могут выступать катализатором привлечения иностранных инвестиций и обеспечения эффективного регионального социально-экономического развития. Поэтому, по мнению авторов, особую значимость приобретают вопросы совершенствования функционирования особых экономических зон. Анализ результатов функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что существует значительный потенциал их развития. Ввиду того что функционирование особых экономических зон неразрывно связано с ведением внешнеэкономической деятельности, а сами особые экономические зоны являются инструментом встраивания страны в глобальные цепочки добавленной стоимости, значимость приобретают вопросы таможенного регулирования деятельности на их территории, которое выступает эффективным способом воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность и обладает значительными возможностями в области стимулирования развития особых экономических зон в России. В этой связи исследование вопросов применения мер таможенного регулирования как важных факторов развития особых экономических зон в РФ представляется весьма актуальным. Особое внимание в данной работе уделено изучению нормативно-правовых основ применения таможенных процедур в отношении ввозимых на территорию особых экономических зон и вывозимых с таких территорий товаров. По результатам проведенного исследования было установлено наличие значительных пробелов в современном законодательном регулировании данного спектра правоотношений. В статье сформулированы конкретные меры, которые могут способствовать повышению эффективности функционирования особых экономических зон в РФ.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 15.03.2018).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

3. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (ред. от 11.04.2017).

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 (ред. от 03.04.2020) «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.

6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны».

8. Богачева И., Морозов А. Глобализация и деглобализация: роль стран с формирующимися рынками и выводы для России // Аналитическая записка Банка России. — 2019. — 110 c.

9. Быкова Е. Н. Проблемы развития портовых особых экономических зон в России // Вестник государственного университета морского и речного флота им. С. О. Макарова. — 2011. — № 2 (11). — С. 1–4.

10. Громова А. С., Кускова С. В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 3 (9). — С. 132–139.

11. Жиркова С. В. Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенциала: недостатки, преимущества и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 7 (8). — С. 22–28.

12. Павлова Е. О. Роль особых экономических зон в развитии экономики Российской Федерации // Студенческая наука. — 2016. — № 23. — С. 171–175.

13. Скляр М. И. Особые экономические зоны в Российской Федерации // Стратегия развития экономики. — 2007. — № 7 (16). — 57 c.

14. Коновалова Т. А., Савельева М. А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 3. — С. 28–33.

15. Кузнецова О. В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. — 2016. — № 4. — С. 129–152.

16. Метельский Е. М. Роль особых экономических зон в ходе развития современной рыночной экономики в России // Научный вестник. — 2015. — № 31. — С. 3–8.

17. Чепинога О. А., Солодков М. В., Семенова А. Э. Проблемы функционирования и перспективы развития особых экономических зон в России // Электронный научный журнал. — 2017. — № 3 (8). — С. 3–15.

18. Шибанов В. Е., Шнейдер О. А. Функционирование свободных экономических зон и их налогообложение: Российская практика и опыт КНР // Вестник ВГУИТ. — 2016. — № 2. — С. 38–53.

19. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 15.04.2021).

1. Treaty on the Eurasian Economic Union (as amended on 15.03.2018).

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union.

3. Agreement on Free (Special) Economic Zones in the Customs Territory of the Customs Union and the Customs Procedure of the Free Customs Zone (as amended on 11.04.2017).

4. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission No. 60 of 14.06.2018 (as amended on 03.04.2020) "On Approval of the Rules for Determining the Origin of Goods from Developing and Least Developed Countries".

5. Spatial Development Strategy of the Russian Federation until 2025.

6. Federal Law No. 116-FZ of 22.07.2005 (as amended on 18.07.2017) "On Special Economic Zones in the Russian Federation".

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 25.10.2012 No. 1096 "On Approval of the List of Goods Not Subject to Placement under the customs procedure of the Free Customs zone".

8. Bogacheva I., Morozov A. Globalizaciya i deglobalizaciya: rol’ stran s formiruyushchimisya rynkami i vyvody dlya Rossii [Globalization and Deglobalization: The role of Emerging Markets and implications for Russia]. Analiticheskaya zapiska Banka Rossii [Policy Brief of the Bank of Russia]. 2019, 110 p. (in Russian).

9. Bykova E. N. Problemy razvitiya portovyh osobyh ekonomicheskih zon v Rossii [Problems of development of port special economic zones in Russia]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flotaim. S. O. Makarova [Bulletin of the State University of Marine and River Fleet. S. O. Makarova]. 2011, No. 2 (11), рp. 1–4 (in Russian).

10. Gromova A. S. Kuskova S. V. Ocenka effektivnosti funkcionirovaniya osobyh ekonomicheskih zon v Rossijskoj Federacii [Evaluation of the effectiveness of the functioning of special economic zones in the Russian Federation]. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of Science of Siberia]. 2013, No. 3 (9), рp. 132–139 (in Russian).

11. Zhirkova S. V. Razvitie osobyh ekonomicheskih zon v Rossii kak instrument povysheniya innovacionnogo potenciala: nedostatki, preimushchestva i perspektivy [Development of special economic zones in Russia as a tool for increasing innovative potential: disadvantages, advantages and prospects]. Social’no-ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes]. 2014, No. 7 (8), рp. 22–28 (in Russian).

12. Pavlova E. O. Rol’ osobyh ekonomicheskih zon v razvitii ekonomiki Rossijskoj Federacii [The role of special economic zones in the development of the economy of the Russian Federation]. Studencheskaya nauka [Student science]. 2016, No. 23, рp. 171–175 (in Russian).

13. Sklyar M. I. Osobye ekonomicheskie zony v Rossijskoj Federacii [Special economic zones in the Russian Federation]. Strategiya razvitiya ekonomika [Economy development strategy]. 2007, No. 7 (16), 57 p. (in Russian).

14. Konovalova T. A., Savel’eva M. A. Analiz effektivnosti deyatel’nosti osobyh ekonomicheskih zon na territorii Rossijskoj Federacii [Analysis of the effectiveness of the activities of special economic zones on the territory of the Russian Federation]. Voprosy ekonomiki i upravleniya [Economic and management issues]. 2018, No. 3, рp. 28–33 (in Russian).

15. Kuznecova O. V. Osobye ekonomicheskie zony: effektivny ili net? [Special economic zones: effective or not?]. Prostranstvennaya ekonomika [Spatial economics]. 2016, No. 4, рp. 129–152 (in Russian).

16. Metel’skij E. M. Rol’ osobyh ekonomicheskih zon v hode razvitiya sovremennoj rynochnoj ekonomiki v Rossii [The role of special economic zones in the development of a modern market economy in Russia]. Nauchnyj vestnik [Scientific Bulletin]. 2015, No. 31, рp. 3–8 (in Russian).

17. Chepinoga O. A., Solodkov M. V., Semenova A. E. Problemy funkcionirovaniya i perspektivy razvitiya osobyh ekonomicheskih zon v Rossii [Problems of functioning and prospects for the development of special economic zones in Russia]. Elektronnyj nauchnyj zhurnal [Electronic scientific journal]. 2017, No. 3 (8), рp. 3–15 (in Russian).

18. Shibanov V. E., Shnejder O. A. Funkcionirovanie svobodnyh ekonomicheskih zoniih nalogooblozhenie: Rossijskaya praktika i opyt KNR [The functioning of free economic zones and their taxation: Russian practice and the experience of the PRC]. Vestnik VGUIT [Bulletin of VSUET]. 2016, No 2, рp. 38–53 (in Russian).

19. Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov.ru (accessed: 15.04.2021).

В настоящее время обеспечение динамичного регионального экономического развития является одной из главных потребностей Российской Федерации. В связи с этим Правительство РФ 13 февраля 2019 г. утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации до 2025 г., цели которой во многом соответствуют целям создания особых экономических зон (далее — ОЭЗ), регламентированным Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и рядом других нормативно-правовых актов национального и наднационального уровня в данной области. В связи с этим особые экономические зоны могли бы выступать в качестве инструмента социально-экономического развития Российской Федерации.

Теме исследования в последнее время уделяется большое внимание. Вопросом об эффективности функционирования особых экономических зон задается, в частности, Кузнецова О. В., приходя к выводу о неоднородности результатов функционирования особых экономических зон в Российской Федерации, и выдвигает ряд предложений по решению возникающих в данном аспекте проблем [15]. Громова А. С. и Кускова С. В. проводили оценку эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации и пришли к выводу о недостатке нормативно-правового регулирования особых экономических зон, что потенциально предоставляет значительные возможности как для развития предпринимательской деятельности, так и для регионального развития в целом [10]. Новый взгляд на особые экономические зоны как инструмент интеграции российской экономики в мировое хозяйство посредством иностранных инвестиций и интенсификацию экономических связей России сформулирован Жирковой С. В. [11]. Роль особых экономических зон в развитии рыночной экономики в России рассматривал Метельский Е. М. и пришел к выводу, что российские особые экономические зоны создаются главным образом для активизации использования внутренних резервов с акцентом на отечественный капитал и инновационные технологии [16].

Для Цитирования:
Вероника Григорьевна Иорданова, Андрей Романович Бойко, Таможенное регулирование деятельности на территории особых экономических зон. Международная экономика. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: