По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Такси, занятые на основе интернет-платформ: проблемный взгляд с позиции трудового и уголовного права

Веред Елена Борисовна канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права, Академия труда и социальных отношений
Семенцова Ирина Анатольевна канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Южный университет (ИУБиП)

Современное российское законодательство не признает в качестве работников водителей такси, оказывающих услуги посредством онлайн-платформ. Вместе с тем авторы статьи приводят доводы в пользу того, что между агрегаторами такси и водителями фактически возникают отношения, имеющие признаки трудовых. В этой связи предлагается дополнить действующий ТК РФ отдельной главой, регулирующей особенности труда работников, занятых посредством онлайн-платформ. Весьма важным моментом является и обеспечение безопасности личности (жизни и здоровья) в данных поездках, профилактика преступных деяний при перевозке пассажиров.

Литература:

1. Чесалина О. В. Трудоправовые гарантии для лиц, занятых посредством онлайн-платформ // European and Asian Law Review. 2020. № 1. С. 108–117.

2. Шевчук А .В., Чижова Д. А., ДеминаД. Е., Чугункова В. А. Труд водителей такси в условиях алгоритмического управления // Мониторинг. 2021. № 3. С.356–381.

3. Акманов Д. Р. Платформенная занятось: проблемы и перспективы законодательного регулирования // Вопросы российской юстиции. 2021. №14. С.396–408.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Избиенова Т. А., Безина А. К. Реализация права на объединение работников, занятых через интернетплатформы, в европейских странах и в Российской Федерации// Актуальные проблемы российского права. 2021. № 2 (123). С.88–101.

6. Лютов Н. Л., Войтковская И. В. Водители такси, выполняющие работу через онлайн-платформы: каковы правовые последствия «Уберизации» труда? // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6 (115). С. 149–159.

7. Эзрох, Ю.С. Российский рынок легкового такси: проблемы и государственное регулирование // Экономическая политика. 2020. №4. С. 138–163.

С начала пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, согласно статистическим данным, существенно возросла потребность в услугах такси. В такси в нашей стране заняты примерно семьсот тысяч человек, четверть из которых приходится на Москву. Вместе с тем в настоящее время нет официальных данных о количестве занятых в такси лиц, деятельность которых контролируется интернетплатформой. Возросший спрос помог выявить и четко сформулировать уже существовавшие проблемы правового регулирования труда работников такси.

Во-первых, стоит отметить, что российское трудовое законодательство по факту оказалось не готовым к регулированию трудовых отношений, осуществляемых посредством онлайн-платформ. Во многом этот факт обусловлен отсутствием достаточных оснований, чтобы признать трудоправовой статус таких лиц, особенно это касается выполнения работы, оказания услуги разового характера. Однако в остальных случаях очевидно, что водители осуществляют определенные трудовые функции, а сам их трудовой процесс координируется самими платформами.

Оказание услуг посредством интернет-платформ привело к возникновению правоотношений, в которых существуют три стороны: интернетплатформа, исполнитель и заказчик. На сегодняшний день интернет-платформы отрицают свой статус как работодателя и настаивают на том, что они лишь выступают в роли посредника и никак не принимают участия в отношениях исполнителя и заказчика. Более того, ряд платформ выдвигают требование, чтобы исполнитель обладал статусом самозанятого. Однако подобная ситуация уже возникала, когда в нашей стране только начали работать кадровые агентства.

Решение данного вопроса видится только в признании интернет-платформы и исполнителя работодателем и работником, по этому пути пошло ряд зарубежных стран. Вместе с тем следует пересмотреть статус самозанятого лица и определить, например, как в отношении них будет решаться вопрос о признании за ними права на достойную заработную плату и пр.

На сегодняшний день в России сложилась судебная практика, при которой суды отказывают в признании факта трудовых правоотношений, поскольку полагают, что работа через мобильные приложения образует самостоятельный труд человека и лишена признаков трудового правоотношения.

Для Цитирования:
Веред Елена Борисовна, Семенцова Ирина Анатольевна, Такси, занятые на основе интернет-платформ: проблемный взгляд с позиции трудового и уголовного права. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: