Развитие науки в Европе привело к возникновению во второй половине XVII века научных объединений. Был создан целый ряд Академий и обществ: Немецкая академия NaturaeCuriosi (1652 г.), Академия опытов (Accademia del Cimento) во Флоренции (1657 г.), Королевское общество Лондона (Royal Society of London, 1660 г.) и Академия наук (Academie des Sciences, 1666 г.) в Париже. Научные объединения, придав мощный импульс исследованиям, аккумуляции и обмену знаний, стали инициаторами создания первых научных музейных коллекций.
Первым научным музеем стал Музей Ашмола (Ashmolean Museum), открытый университетом Оксфорда в 1683 г. Концепция этого первого в мире публичного музея, заключалась в институционализации новых знаний, полученных университетом.
Самым старым техническим музеем в мире считается Музей искусств и ремёсел (Musée des arts et métiers). Его создание тесно связано с историей Национальной консерватории искусств и ремесел (Conservatoire national des arts et métiers CNAM), основанной в Париже 10 октября 1794 г. по предложению аббата Анри Грегуара революционному Национальному собранию для «улучшения национальной промышленности». В соответствии с идеей отца Грегуара экспонаты должны были объяснить посетителям, как работают машины.
В 1798 г. в Париже прошла первая выставка промышленной продукции Франции. Мотивом выставки, проведённой в 1844 г., стало стремление продемонстрировать миру лидерство промышленности Франции. Организацией в Гайд-парке Большой выставки (Great Exhibition) уже Великобритания в 1851 г. стремилась показать свое мировое превосходство.
Экспозиция Great Exhibition, включала научные инструменты и электрические телеграфы, микроскопы и пневматические насосы, барометры, а также музыкальные, часовые и хирургические инструменты. Для выставки был выстроен «Хрустальный дворец» длиной 563 м и шириной 138 м. Выставка пользовалась большой популярностью и принесла значительную прибыль (примерно 22 млн. современных фунтов стерлингов). Прибыль от выставки принц Альберт предложил использовать для создания ряда образовательных заведений, а оставшийся средства были использованы для создания образовательного траста предоставляющего гранты и стипендии для промышленных исследований, который работает и сегодня.