По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011.56

SWOT-анализ в системе стратегического управления промышленным предприятием

Безрученко В.А. канд. техн. наук, руководитель, АО «Фармперспектива», г. Самара

В существующих экономических условиях менеджменту необходимо иметь работающие инструменты по реализации долгосрочных целей предприятия. В статье автор рассматривает практику внедрения SWOT-анализа для постановки долгосрочных целей в крупной компании. Приведены принципы и алгоритм проведения SWOT-анализа, а также разобраны основные ошибки, допускаемые при внедрении на предприятии данной методики.

Литература:

1. Мескон М.Х., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. Классическое издание. – М.: Вильямс, 2020. – 672 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 296 с.

Успех любой организации или предприятия в условиях конкурентной среды основывается не только на способности обеспечивать эффективное выполнение текущих задач, но и на умении грамотно планировать свое развитие на длительную перспективу. Именно стратегическое планирование позволяет развивать бизнес. Неотъемлемой частью стратегического управления является постановка и реализация целей организации (рис. 1). Руководители организации должны четко понимать, к чему организация должна стремиться и каких целей должна достичь по окончании определенного периода. Одним из инструментов постановки целей организации является проведение SWOT-анализа.

В текущих экономических условиях необходимо иметь работающие инструменты по реализации долгосрочных целей организации. Планирование долгосрочных целей — это элемент стратегического управления, которое представляет собой формулирование значимых целей организации с учетом имеющегося потенциала и ресурсов, утверждаемых руководителями на основе оценки внутренней и внешней среды организации.

Цели предприятия должны быть направлены на развитие, а также на решение текущих проблем. При формулировании целей следует ориентироваться на результаты выполнения целей прошлых периодов, а также на SWOT-анализ организации. SWOT-анализ – это инструмент стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

I. Strengths (сильные стороны).

II. Weaknesses (слабые стороны).

III. Opportunities (возможности).

IV. Threats (угрозы).

SWOT-анализ является «лакмусовой бумажкой», показывающей, насколько хорошо руководство организации знает свой бизнес.

Распространена практика для проведения SWOT-анализа привлекать внешние консалтинговые агентства или создавать внутренние специализированные подразделения. При этом как в первом, так и во втором случае в подготовку SWOT-анализа не вовлекаются все функциональные подразделения организации, что ограничивает круг знаний и нередко приводит к тому, что какие-то важные аспекты могут быть упущены. И часто руководители недооценивают все имеющиеся ресурсы организации.

Для Цитирования:
Безрученко В.А., SWOT-анализ в системе стратегического управления промышленным предприятием. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: