Успех любой организации или предприятия в условиях конкурентной среды основывается не только на способности обеспечивать эффективное выполнение текущих задач, но и на умении грамотно планировать свое развитие на длительную перспективу. Именно стратегическое планирование позволяет развивать бизнес. Неотъемлемой частью стратегического управления является постановка и реализация целей организации (рис. 1). Руководители организации должны четко понимать, к чему организация должна стремиться и каких целей должна достичь по окончании определенного периода. Одним из инструментов постановки целей организации является проведение SWOT-анализа.
В текущих экономических условиях необходимо иметь работающие инструменты по реализации долгосрочных целей организации. Планирование долгосрочных целей — это элемент стратегического управления, которое представляет собой формулирование значимых целей организации с учетом имеющегося потенциала и ресурсов, утверждаемых руководителями на основе оценки внутренней и внешней среды организации.
Цели предприятия должны быть направлены на развитие, а также на решение текущих проблем. При формулировании целей следует ориентироваться на результаты выполнения целей прошлых периодов, а также на SWOT-анализ организации. SWOT-анализ – это инструмент стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
I. Strengths (сильные стороны).
II. Weaknesses (слабые стороны).
III. Opportunities (возможности).
IV. Threats (угрозы).
SWOT-анализ является «лакмусовой бумажкой», показывающей, насколько хорошо руководство организации знает свой бизнес.
Распространена практика для проведения SWOT-анализа привлекать внешние консалтинговые агентства или создавать внутренние специализированные подразделения. При этом как в первом, так и во втором случае в подготовку SWOT-анализа не вовлекаются все функциональные подразделения организации, что ограничивает круг знаний и нередко приводит к тому, что какие-то важные аспекты могут быть упущены. И часто руководители недооценивают все имеющиеся ресурсы организации.