По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5+373.58–057.87+616.98:578.834.1 DOI:10.33920/med-05-2303-05

Связь стилей активности студентов медицинского колледжа с переживанием опасности в условиях пандемии COVID-19

Никитина Ольга Валерьевна методист Автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», 426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 12, e-mail: 1438252@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9828-4819

В статье представлены результаты изучения связи стилей активности студента как субъекта жизнедеятельности с переживанием витальной угрозы пандемии COVID-19. Обозначена актуальность исследования в рамках изучения разноплановой активности студентов-медиков. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, а также стать основой для разработки программ психологического сопровождения образовательного процесса студентов-медиков в условиях пандемии. Цель исследования. Изучение связи стилей активности студентов медицинского колледжа с переживанием угрозы пандемии COVID-19. Результаты. У студентов медицинского колледжа установлена связь «Познавательно-рефлексивного» стиля активности с переживанием «Опасности — безопасности» по отношению к ментальному «Я» и по отношению к людям; «Коммуникативно-рефлексивный» стиль активности связан с переживанием небезопасности мира. Заключение. Исследование имеет практическое значение для психологов образовательных организаций при проведении психологического просвещения и индивидуального психологического консультирования студентов.

Литература:

1. Битюцкая Е. В. Смысл угрозы и угроза смыслу: моделирование восприятия ситуации пандемии COVID-19 /Е. В. Битюцкая //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2020. — № 4; С. 21–39.

2. Бурцев А. О. Некоторые психологические упражнения (техники) для повышения уровня субъективной витальности (на примере сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации) /А. О. Бурцев, Н. В. Ефимкина //Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 4 (49); С. 86–91.

3. Карицкий И. Н. Психологические практики как ресурс личностного благополучия в период эпидемиологической угрозы /И. Н. Карицкий //Психологические проблемы личности и общества в условиях эпидемиологической угрозы: сборник статей Всероссийской конференции с международным участием / под ред. И. В. Антоненко, Н. В. Калининой, И. Н. Карицкого. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А. Н. Косыгина». — 2021; С. 283–292.

4. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность: конструкт, диагностические методики, перспективы исследования /Н. В. Коптева //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 4; С. 193–202.

5. Моросанова В. И. Саморегуляция как метаресурс образования и решения задач жизнедеятельности в кризисных условиях пандемии /В. И. Моросанова //Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года. — М: Знание-М, 2020; С. 887–896.

6. Попов А. Ю. Структура и психологическая диагностика активности студента /А. Ю. Попов, А. А. Волочков. — Пермь: Перм. гос. гум. — пед. ун-т. 2015; 152 с.

7. Vasyura, S. Activity of different life spheres and environmental security of students /S. Vasyura, O. Nikitina //E3S Web of Conferences. — 2021. — Т. 273, 14th International Scientificand Practical Conference «State and Prospects for the Development of Agribusiness — INTERAGROMASH 2021.

1. Bityutskaya E. V. Meaning of threat and threat to meaning: modeling the perception of the pandemic COVID-19 situation /E.V. Bityutskaya //Vestnik of Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences. — 2020. — No. 4; pp. 21–39. (In Russian)

2. Burtsev А. О. Some psychological exercises (techniques) to increase the level of subjective vitality (on the example of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation) /А.О. Burtsev, N.V. Efimkina //Applied Legal Psychology. — 2019. — No. 4 (49); pp. 86–91. (In Russian)

3. Karitsky I. N. Psychological practices as a resource for personal well-being during an epidemiological threat /I.N. Karitsky //Psychological problems of personality and society in conditions of an epidemiological threat: proceedings of the All-Russian conference with international participation /I. V. Antonenko, N. V. Kalinina, I. N. Karitskiy (eds.). Moscow: Kosygin Russian State University. — 2021; pp. 283–292. (In Russian)

4. Kopteva, N. V. Ontological security: concept, diagnostic techniques, research perspectives /N.V. Kopteva //Izvestiya Tula State University. Humanitarian sciences. — 2014. — No. 4; pp. 193–202. (In Russian)

5. Morosanova V. I. Self-regulation as a metaresource of education and solving the problems of life during the pandemic /V. I. Morosanova //Personal and Regulatory Resources for Achieving Educational and Professional Goals in the Age of Digitalization: Proceedings of the International Scientific and Practical Online Conference, Moscow, October 22–23, 2020. — M: Knowledge-M, 2020; pp. 887–896. (In Russian)

6. Popov A. Yu. Structure and psychological diagnostics of student activity /A.Yu. Popov, А.А. Volochkov. — Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University Publ., 2015;152 р. (In Russian)

7. Vasyura, S. Activity of different life spheres and environmental security of students /S. Vasyura, O. Nikitina //E3S Web of Conferences. — 2021. — Vol.273, 14thInternational Scientific and Practical Conference «State and Prospects for the Development of Agribusiness — INTERAGROMASH 2021. (In Russian)

Распространение пандемии COVID-19 затронуло все мировое сообщество. Совокупность следствий пандемии имеет сложные социальные и психологические эффекты, сказывающиеся на психологическом благополучии людей. Битюцкая Е. В. предлагает разграничивать глобальную угрозу связанную с рисками для всего человечества, рассматривая ее как стресс-фактор, и субъективное восприятие глобальной угрозы. При этом восприятие субъектом витальной угрозы (опасности) может быть адекватным или подвергаться искажениям, которые актуализируются при восприятии стрессора (внешней опасности) как угрозы для сложившихся у субъекта базовых представлений о стабильности, безопасности мира и о себе в этом мире [1].

Важнейшей потребностью человека является поддержание согласованности между базовыми представлениями и актуальным опытом, являющейся основой для осознания значимости своей жизни. Диссонанс между реальностью и базовыми представлениями сопровождается экзистенциальным кризисом, экзистенциальной тревогой, расценивается как угроза целостности своего «Я» и безопасности существования.

В условиях витальной угрозы пандемии COVID-19 студенты-первокурсники, обучающиеся в медицинском колледже, оказались в особом положении: высокие нагрузки на их психоэмоциональную и когнитивную сферу, связанные как с личностно-профессиональным становлением, так и с ситуациями повседневной (обыденной) жизни, приводят к изменениям в различных сферах жизнедеятельности студентов — учебной деятельности, общения и досуга, трансформируют их активность [7]. Стиль активности субъекта, реализующийся в витально-угрожающих условиях может представлять собой мобилизацию психологических ресурсов для преодоления трудностей, связанных с пандемией.

Цель исследования — изучение связи стилей активности студентов медицинского колледжа с переживанием угрозы пандемии COVID-19.

Эмпирический материал был собран на выборке 119 студентов-первокурсников Республиканского медицинского колледжа города Ижевска в возрасте от 17 до 21 года, начавших обучение в период пандемии COVID-19. Основу исследования активности студентов составляет методика «Диагностика активности студентов» (ДАС-2), разработанная А. А. Волочковым и А. Ю. Поповым в соответствии с моделью целостной активности субъекта жизни. В пространство жизни студентов авторы методики включили наиболее типичные сферы взаимодействия, в которых они проявляют свою активность: учебная деятельность, познание, созерцание, общение, рефлексия [6]. Для измерения переживания витальной угрозы применялась шкала «Опасности-безопасности», выделенная нами в качестве самостоятельной на основе методики «Онтологическая уверенность», основанной на принципе семантического дифференциала, разработанной Н. В. Коптевой [4]. Респондентам предлагалось оценить свое ментальное «Я», свое тело, мир, окружающих людей, значимое, как индивидуальную ценность в условиях пандемии COVID-19 по своим субъективным ощущениям, используя цифровое обозначение от 1 до 7, где 1 — степень согласия с переживанием опасности, 7 — степень согласия с переживанием безопасности. Для разделения выборки по выраженности активности использовался кластерный анализ. Для выявления различий между выделенными группами студентов использовался U-критерий Манна-Уитни. Для изучения специфики структуры активности, структуры переживания витальной угрозы (опасности-безопасности), для изучения связей стилей активности с элементами переживания витальной угрозы применялся корреляционный анализ. Обработка результатов исследования производилась с применением пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows.

Для Цитирования:
Никитина Ольга Валерьевна, Связь стилей активности студентов медицинского колледжа с переживанием опасности в условиях пандемии COVID-19. Медсестра. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: