Распространение пандемии COVID-19 затронуло все мировое сообщество. Совокупность следствий пандемии имеет сложные социальные и психологические эффекты, сказывающиеся на психологическом благополучии людей. Битюцкая Е. В. предлагает разграничивать глобальную угрозу связанную с рисками для всего человечества, рассматривая ее как стресс-фактор, и субъективное восприятие глобальной угрозы. При этом восприятие субъектом витальной угрозы (опасности) может быть адекватным или подвергаться искажениям, которые актуализируются при восприятии стрессора (внешней опасности) как угрозы для сложившихся у субъекта базовых представлений о стабильности, безопасности мира и о себе в этом мире [1].
Важнейшей потребностью человека является поддержание согласованности между базовыми представлениями и актуальным опытом, являющейся основой для осознания значимости своей жизни. Диссонанс между реальностью и базовыми представлениями сопровождается экзистенциальным кризисом, экзистенциальной тревогой, расценивается как угроза целостности своего «Я» и безопасности существования.
В условиях витальной угрозы пандемии COVID-19 студенты-первокурсники, обучающиеся в медицинском колледже, оказались в особом положении: высокие нагрузки на их психоэмоциональную и когнитивную сферу, связанные как с личностно-профессиональным становлением, так и с ситуациями повседневной (обыденной) жизни, приводят к изменениям в различных сферах жизнедеятельности студентов — учебной деятельности, общения и досуга, трансформируют их активность [7]. Стиль активности субъекта, реализующийся в витально-угрожающих условиях может представлять собой мобилизацию психологических ресурсов для преодоления трудностей, связанных с пандемией.
Цель исследования — изучение связи стилей активности студентов медицинского колледжа с переживанием угрозы пандемии COVID-19.
Эмпирический материал был собран на выборке 119 студентов-первокурсников Республиканского медицинского колледжа города Ижевска в возрасте от 17 до 21 года, начавших обучение в период пандемии COVID-19. Основу исследования активности студентов составляет методика «Диагностика активности студентов» (ДАС-2), разработанная А. А. Волочковым и А. Ю. Поповым в соответствии с моделью целостной активности субъекта жизни. В пространство жизни студентов авторы методики включили наиболее типичные сферы взаимодействия, в которых они проявляют свою активность: учебная деятельность, познание, созерцание, общение, рефлексия [6]. Для измерения переживания витальной угрозы применялась шкала «Опасности-безопасности», выделенная нами в качестве самостоятельной на основе методики «Онтологическая уверенность», основанной на принципе семантического дифференциала, разработанной Н. В. Коптевой [4]. Респондентам предлагалось оценить свое ментальное «Я», свое тело, мир, окружающих людей, значимое, как индивидуальную ценность в условиях пандемии COVID-19 по своим субъективным ощущениям, используя цифровое обозначение от 1 до 7, где 1 — степень согласия с переживанием опасности, 7 — степень согласия с переживанием безопасности. Для разделения выборки по выраженности активности использовался кластерный анализ. Для выявления различий между выделенными группами студентов использовался U-критерий Манна-Уитни. Для изучения специфики структуры активности, структуры переживания витальной угрозы (опасности-безопасности), для изучения связей стилей активности с элементами переживания витальной угрозы применялся корреляционный анализ. Обработка результатов исследования производилась с применением пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows.