Коляда-Рождество
В связи с ассоциацией праздника с рождеством Иисуса Христа существовал обычай не есть до первой звезды, как бы олицетворяющий возвещение звезды о рождении Христа Волхвам. Во время разговленья было принято есть постную кутью из пшеницы с мёдом. Вся трапеза обязательно проходила в строгом молчании.
В некоторых селениях, например, в с. Маклаково Скопинского уезда молодёжь накануне Рождества колядовала: один надевал вывороченную шубу и брал в руку палку; через плечо ему вешали кошель или суму для собранных продуктов. Колядующие пели:
Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Мы ходили, мы искали,
Мы нашли Коляду
У Петрова у двора…
Колядовали, нарядившись «Колядой» в вывороченные шубы, в с. Секирино Скопинского р-на, собирали пироги и пышки.
Существовало поверье, что накануне Рождества Коляда появлялась в домах нерадивых прях
«На Рождество придёт Коляда-то спрося! Сколько сделали?»
В Вослебове рядились «Колядой» в вывороченную шубу, рога приделывали, лицо мазали сажей. Ватага детишек ходила и кричала: «Коляда пришла!» «И выносили и что-то давали, Коляде клали. Спрашивали, кто сколько напрял». В Вослебове «Коляда» начинала ходить с проверкой, кто сколько напрял, с утра накануне дня перед Рождеством (т.е. 24 декабря // 6 января). «С безменом ходили, вешали клубки. Стучали: «Ну-ка, открывай, доставай клубки». Кто напрял если мало, говорили: «Что? Просавила! Проварварила!» утром дня перед Рождеством ходили проверяли с безменом. А уж едва начнётся заутреня, т.е. в два часа ночи и даже раньше, ходили славить».
В 1906 г. В.Н. Добровольский опубликовал запись, художественно воспроизводящую картину прихода ряженой Колядой на посиделки. Это уникальное описание было сделано жителем с. Дубовое (его имя в источнике не указано):
«Гремят в избе самопрялки. Поют женщины песни, шутят. Дверь распахивается — входят две фигуры: одна вымазана сажей, увешанная коноплями и разными тряпками; проходит в середину избы, держа в руках безмен и ременную плеть; другая фигура останавливается во дверях, с огромною дубиною в руках.