По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Святки в Скопинском уезде Рязанской губернии

Анна Щетинина заместитель директора РОМНЦ ЦТ

Данная статья — это изложенный в сокращенном виде материал, подготовленный специалистами Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, касающийся одного объекта нематериального культурного наследия. Наименование объекта: «Святки в Скопинском уезде Рязанской губернии». Мы остановим своё внимание на святочном периоде календарного цикла в Скопинском районе Рязанской области. Место бытования объекта: Российская Федерация, Рязанская область, Скопинский район. Населенные пункты: г. Скопин, с. Маклаково, с. Секирино, с. Лопатино, с. Дубовое.

Литература:

1. Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. // Рязанский этнографический вестник. — Рязань, 1994.

2. Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. — М., 1985.

3. Гилярова Н.Н. Песенный венок Мещёры. // Рязанский этнографический вестник. — Рязань, 2006.

4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М., 1991.

5. Мансуров А.А. Описание рукописей Этнологического архива Общества исследователей Рязанского края. — Вып. 1. — №№ 30, 50. — Рязань, 1928.

6. Новикова Т.С. Песни Скопинского р-на Рязанской обл. По материалам фольклорных экспедиций 1993–1994 гг. // Рязанский этнографический вестник. — Рязань, 1995.

7. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998.

8. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — Л., 1963.

9. Селиванов В.В. Год русского земледельца. (Зарайский уезд Рязанской губ.) // письма из деревни: очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века/ составитель, автор вступительной статьи и комментариев Ю.В. Лебедев. — М., 1987. с. 145.

10. Тульцева Т.С. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. — Рязань, 2001.

11. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI–XIX вв. (очерки по истории народных верований). — М., 1957.

12. Ларюшкина К.С. 1927 г.р. с. Секирино, архив КНМ ВГАИ. Фонограмма № 1583/6

13. Кураксина М.А. 1928 г.р. с. Корневое, архив КНМ ВГАИ. Фонограмма № 1588/51

Коляда-Рождество

В связи с ассоциацией праздника с рождеством Иисуса Христа существовал обычай не есть до первой звезды, как бы олицетворяющий возвещение звезды о рождении Христа Волхвам. Во время разговленья было принято есть постную кутью из пшеницы с мёдом. Вся трапеза обязательно проходила в строгом молчании.

В некоторых селениях, например, в с. Маклаково Скопинского уезда молодёжь накануне Рождества колядовала: один надевал вывороченную шубу и брал в руку палку; через плечо ему вешали кошель или суму для собранных продуктов. Колядующие пели:

Пришла Коляда

Накануне Рождества!

Мы ходили, мы искали,

Мы нашли Коляду

У Петрова у двора…

Колядовали, нарядившись «Колядой» в вывороченные шубы, в с. Секирино Скопинского р-на, собирали пироги и пышки.

Существовало поверье, что накануне Рождества Коляда появлялась в домах нерадивых прях

«На Рождество придёт Коляда-то спрося! Сколько сделали?»

В Вослебове рядились «Колядой» в вывороченную шубу, рога приделывали, лицо мазали сажей. Ватага детишек ходила и кричала: «Коляда пришла!» «И выносили и что-то давали, Коляде клали. Спрашивали, кто сколько напрял». В Вослебове «Коляда» начинала ходить с проверкой, кто сколько напрял, с утра накануне дня перед Рождеством (т.е. 24 декабря // 6 января). «С безменом ходили, вешали клубки. Стучали: «Ну-ка, открывай, доставай клубки». Кто напрял если мало, говорили: «Что? Просавила! Проварварила!» утром дня перед Рождеством ходили проверяли с безменом. А уж едва начнётся заутреня, т.е. в два часа ночи и даже раньше, ходили славить».

В 1906 г. В.Н. Добровольский опубликовал запись, художественно воспроизводящую картину прихода ряженой Колядой на посиделки. Это уникальное описание было сделано жителем с. Дубовое (его имя в источнике не указано):

«Гремят в избе самопрялки. Поют женщины песни, шутят. Дверь распахивается — входят две фигуры: одна вымазана сажей, увешанная коноплями и разными тряпками; проходит в середину избы, держа в руках безмен и ременную плеть; другая фигура останавливается во дверях, с огромною дубиною в руках.

Для Цитирования:
Анна Щетинина, Святки в Скопинском уезде Рязанской губернии. Дом культуры. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: