Данная работа является продолжением наших исследований по изучению наноструктурированных биологически активных соединений [1-4].
Аминокислоту L-аргинин: еще вчера она использовалась только в спортивном питании, сегодня же препарат рекомендуют для лечения самых разных недугов, от сердечных до эректильной дисфункции.
Здоровый взрослый организм сам способен синтезировать ее из других полезных компонентов (или получить недостаток с едой). Но организм ребенка или пожилого человека вырабатывать чудесную аминокислоту не может. А если человек болеет, устал или отработал лишнее в спортзале, запасы аргинина тоже страдают.
Долгое время схемы применения аргинина базировались только на одном эффекте. Аминокислота служит сырьем для образования в клетках креатина и улучшает его транспортировку к мышечным клеткам. А креатин незаменим для спортсменов и поборников здорового образа жизни: он улучшает физическую силу, в разы ускоряет рост мышц, помогает сжигать жиры, сохраняя мышечную массу, и поддерживает отличный жизненный тонус.
На сегодняшний день смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы занимает лидирующие позиции в развитых странах мира. Основным предиктором данной группы заболеваний выступает эндотелиальная дисфункция, которая проявляется нарушения релаксационных, антиагрегационных и ряда других свойств сосудистого эндотелия [5-7]. Эндотелиальная дисфункция выступает также одним из важнейших звеньев патогенеза таких социально значимых заболеваний, как гипертоническая болезнь, гестоз, сахарный диабет, остеопороз. Ключевым звеном патогенеза эндотелиальной дисфункции выступает дефицит эндогенного оксида азота. Оксид азота — это ведущий гуморальный фактор релаксации сосудов, вырабатываемый эндотелием [5-9]. В организме человека и животных оксид азота синтезируется из аминокислоты L-аргинина под действием фермента эндотелиальной NO-синтазы (e-NOS). В последние годы большое значение в патогенезе дефицита оксида азота придают феномену «эндогенного ингибирования» e-NOS. В качестве таких ингибиторов выступают метилированные аналоги L-аргинина — асимметричный диметиларгинин (ADMA) и монометиларгинин (L-NMMA). Таким образом, очевидным является стратегия преодоления ингибирующего влияния ADMA на e-NOS путем введения экзогенного L-аргинина. Однако эффективная доза L-аргинина, достаточная для получения эндотелиопротективного эффекта для человека, оказалась более 15 грамм в сутки, а это затрудняет использование L-аргинина в качестве лекарственного средства. С развитием нанотехнологий стало возможным производить препараты в форме наночастиц, что может быть использовано для целевой доставки лекарственных веществ к органу-мишени, уменьшить объем распределения препарата за счет предотвращения выхода за пределы сосудистого русла и пролонгирования фармакологического эффекта. Указанный подход позволяет увеличить биологическую активность и эффективность лекарственных средств, а также уменьшить побочные эффекты от их использования. Таким образом, использование наночастиц для целевой доставки лекарственных средств представляет большой интерес для фармакологии и современной медицины в целом, т.к. с помощью наночастиц можно влиять на клеточные процессы в их естественных масштабах.