Большинство респондентов, прошедших опрос, — наемные работники, 15 % — фрилансеры, 5 % — владельцы своего бизнеса, 7 % находились только в процессе поиска первой работы. Наибольшая доля фрилансеров среди опрошенных пользователей наблюдается в Ставропольском крае (27 %), а также в Омской области (23 %). Традиционно наиболее представленными фрилансеры оказываются в сфере искусства и массмедиа (49 %), а также в маркетинге, рекламе и PR (40 %).
Среди респондентов-нефрилансеров доля тех, кто планирует перейти на фриланс, — 19 %. 48 % не исключают возможности перейти на фриланс в 2021 г. или позже. Каждый третий вообще не планирует переходить на такой формат работы. Выше всего доля планирующих в этом году уйти на фриланс — среди предпринимателей (34 %), а также среди соискателей из Пермского края (27 %) и представителей сферы искусства и массмедиа (30 %).
Таким респондентам был задан вопрос о том, будут ли они оформляться в качестве самозанятых в случае перехода на фриланс. 41 % ответили на этот вопрос утвердительно. Больше всего таких соискателей — в Московской области (50 %), а также в сфере медицины и фармацевтики (60 %; возможно, опрашиваемые планируют сменить вид деятельности при переходе на фриланс, так как указанные сферы — лицензируемые сферы деятельности) и безопасности (53 %).
Уровень ежемесячного дохода фрилансеров пока что ниже, чем у владельцев своего бизнеса и наемных работников. 24 % фрилансеров имеют доход до 15 тыс. руб. в месяц, в то время как среди наемных работников эта доля составляет лишь 8 %, среди предпринимателей — 6 %.
«Основная причина таких показателей — нерегулярность доходов, что решается выстраиванием относительно стабильного графика, — комментирует Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru. — Кроме того, фриланс часто не основное место работы, а подработка, и совокупный доход получается выше. Если говорить о мировых трендах, то работодатели все чаще предпочитают привлекать на фрилансе тех специалистов, которые выполняют разовые или проектные задачи, — это дизайнеры, фотографы, курьеры и т. д., не снижая при этом стоимости услуг. Такой формат позволяет снизить издержки: на аренду офиса, оборудование и т. д. Работники же при таком режиме нацелены на результат, а не на периоды “от звонка до звонка”. Они сохраняют нужный баланс между работой и личной жизнью, контролируя график самостоятельно, избегают офисных стрессов».