По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Свободное место во властной вертикали

Процедура включения муниципалитетов в единую властную вертикаль должна быть прописана в новом федеральном законе о МСУ Главной претензией оппонентов проекта стало отсутствие в нем закона норм, позволяющих вывести местное самоуправление из глубокого финансового кризиса. Концептуальный поиск решений этой проблемы начнется только в 2024 году. Муниципальная власть в последние годы все в большей степени живет в долг. Его уровень достиг исторического максимума — 387,6 млрд рублей — в 2021 году и с тех пор снизился весьма незначительно. Доходов местных бюджетов хватает лишь на исполнение текущих расходов. Одна из причин кроется в действиях губернаторов. Пытаясь ослабить потенциальных конкурентов из числа мэров, главы регионов забирают у них наиболее доходные полномочия в сферах градостроительства, землепользования и территориального планирования. В случае принятия законопроекта в сегодняшнем виде муниципалитетам перейдут полномочия, в которых деятельность органов государственной власти и местного самоуправления невозможно разграничить. К таковым, например, относятся работа с детьми и молодежью, а также укрепление межнационального и межконфессионального согласия. В условиях спецоперации и роста геополитической напряженности эти сферы стали ключевыми для стабильности государства. На местном уровне нет необходимых средств и специалистов для эффективной работы с этими тонкими вопросами. Вхождение в единую систему публичной власти предполагает рост зависимости муниципальной власти от региональной. В связи с этим из проекта нового закона о МСУ исчезли действующие сегодня положения, не допускающие указаний, контроля и проверок со стороны губернаторов, кроме как в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Анонсированная в 2021 и замороженная в 2022 году реформа местного самоуправления (МСУ) все-таки стартует после президентских выборов. Проект регламентирующего ее нового федерального закона ожидают существенные изменения. В том числе муниципалитеты могут получить новые источники доходов и частично сохранить политическую самостоятельность.

Реформа местного самоуправления была одной из ключевых тем политической повестки 2020–2021 годов. Тогда президентом Владимиром Путиным было предложено, а по итогам всенародного голосования включено в Конституцию РФ положение о формировании в стране системы единой публичной власти.

Процедура включения муниципалитетов в единую властную вертикаль должна быть прописана в новом федеральном законе о МСУ. Этот закон внесли в Госдуму в конце 2021 года соавторы конституционной реформы Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Но после принятия в первом чтении документ был отложен в долгий ящик. Последним решением Совета Госдумы стало продление срока приема поправок к нему до мая 2022 года. С тех пор о законопроекте никто публично не вспоминал.

Начало специальной военной операции — далеко не единственная причина остановки реформы.

Как стало известно «Октагону», на ее корректировке настаивали не только многие политические и общественные институты, но и инвестирующие в развитие муниципалитетов финансово-промышленные группы. Их главной претензией стало отсутствие в проекте закона норм, позволяющих вывести местное самоуправление из глубокого финансового кризиса. Концептуальный поиск решений этой проблемы начнется только в 2024 году.

Муниципальная власть в последние годы все в большей степени живет в долг. Его уровень достиг исторического максимума — 387,6 млрд рублей — в 2021 году и с тех пор снизился весьма незначительно. Доходов местных бюджетов хватает лишь на исполнение текущих расходов. Одна из причин кроется в действиях губернаторов. Пытаясь ослабить потенциальных конкурентов из числа мэров, главы регионов забирают у них наиболее доходные полномочия в сферах градостроительства, землепользования и территориального планирования.

Для Цитирования:
Свободное место во властной вертикали. Глава местной администрации. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: