По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.35

Суверенная экономика и экономический рост

Клепач Андрей Николаевич канд. экон. наук, заместитель председателя, главный экономист Внешэкономбанка, член Правления, адрес: 107996, г. Москва, ГСП-6, пр-т Академика Сахарова, д. 9, e-mail: info@veb.ru
Доброчеев Олег Викторович канд. физ-мат. наук, советник Департамента макроэкономической политики и кластерного анализа Внешэкономбанка, адрес: 107996, г. Москва, ГСП-6, пр-т Академика Сахарова, д. 9, e-mail: info@veb.ru
Мунтиян Валерий Иванович д-р экон. наук, профессор, правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениями

Экономический суверенитет обеспечивается не только независимой политикой, но и повышением национальной конкурентоспособности и устойчивости к возмущениям на внешних рынках. Восстановление динамичного экономического роста является в среднесрочной и долгосрочной перспективе главным приоритетом экономической политики, которому должны быть подчинены операционные цели снижения инфляции и бюджетного дефицита. Длительная стагнация российской экономики неизбежно ослабит позиции страны в мировой экономике и будет угрожать социальной стабильности. Необходима новая политика экономического роста.

Современные споры о направлениях экономической политики во многом сосредоточены на целях снижения инфляции и сокращения бюджетного дефицита.

Образно говоря, проводимую макроэкономическую политику можно назвать: «Политика 4+0». Снижение инфляции до 4 % и дефицита бюджета до 1 %, а далее переход к бюджету с первичным нулевым дефицитом при цене отсечения нефти в 40 долл. за баррель. Превращение этих операционных целей в самоцель вступает в противоречие с решением стратегических задач развития, заданных майскими указами Президента Российской Федерации, и создает риск дальнейшего ослабления позиций России в мире.

Даже если цена на нефть вместо стабилизации на уровне 40 долл. за барр., как это заложено в проекте закона о бюджете на 2017–2019 годы, будет повышаться до 55–57 долл. за барр., в рамках сложившейся макроэкономической политики рост экономики в среднем не превысит 1,3–1,5 %. Это означает, что инвестиционный спад не будет преодолен до 2020 года, а реальные доходы населения в 2019 году лишь достигнут предкризисного максимума.

Дело не только к темпах, а в угрозе потери долгосрочных ориентиров — невыполнении целевых параметров по развитию образования, здравоохранения и науки. Значительно возрос уровень бедности при сокращении среднего класса.

При сложившейся инерции развития доля России в мировой экономике понизится с 3,3 % в 2015 году (в 2008 г. было 4 %) до 2,7–2,9 % в 2020-м. Если ВВП по паритету покупательной способности на душу населения вырос в 1998–2008 годах с 27,6 % от уровня США до 47,8 %, то к 2016 году он понизился до 45,5 % и к 2020-му может понизится до 43,7 %. Нарастает угроза погружения российской экономики фактически в 12-летнюю стагнацию.

В то же время есть объективная возможность значительного ускорения темпов роста в 2017– 2018 годах, но это потребует значительного изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, активизации промышленной или точнее структурной политики. Необходима не только перегруппировка ресурсов, но и увеличение денежной эмиссии Банком России и государственных расходов по приоритетным точечным направлениям и эффективным проектам.

Для Цитирования:
Клепач Андрей Николаевич, Доброчеев Олег Викторович, Мунтиян Валерий Иванович, Суверенная экономика и экономический рост. Международная экономика. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: