По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343

Суть, сущность и признаки незаконных финансовых операций

Несытов В.Д. студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: nesytov@yahoo.com

В статье рассматривается противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, по причине того, что в настоящее время данный феномен остается одним из приоритетных направлений в борьбе с организованной экономической преступностью. Проблематика статьи отличается особой актуальностью в связи с тем, что основная угроза данного вида преступности состоит в проникновении теневого капитала в легальную экономику. В результате нарушаются сложившиеся экономические отношения и вместе с тем создаются новые, строящиеся на противозаконной основе. Тем самым появляется возможность использования доходов, полученных преступным путем, в дальнейшей противоправной деятельности, в том числе связанной с функционированием организованных преступных формирований.

Литература:

1. Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 27 (ч. II). — Ст. 5351.

2. Приказ Генерального прокурора РФ от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма».

3. Уголовный кодекс КНР. — URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/ t1330730.htm (дата обращения: 02.04.2022).

4. Форма 5 (050). Отчет о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности (утв. приказом МВД России от 27.06.2006 № 503).

5. DECRETO-LEGGE 3 maggio 1991, n. 143 Provvedimenti urgenti per limitare l’uso del contante e dei titoli al portatore nelle transazioni e prevenire l’utilizzazione del sistema finanziario a scopo di riciclaggio. (GU Serie Generale n.106 del 08-05-1991). — URL: https://www.gazzettaufficiale.it/atto/serie_generale/caricaDettaglioAtto/ originario?atto.dataPubblicazioneGazzetta=1991-05-08&atto.codiceRedazionale=091G0186&elenco30giorni=false (дата обращения: 02.04.2022).

6. В 2020 году из России через сомнительные операции вывели на 20% меньше денег. — URL: https://www.interfax.ru/business/758848 (дата обращения: 02.04.2022).

7. Жубрин Р.В., Ларьков А.Н. Профилактика легализации преступных доходов: монография. — М., 2012. — С. 173.

8. Кондрат Е.Н. Влияние легализации преступных доходов на экономическую безопасность государства // Вестн. Акад. экономич. безопасности МВД России. — 2010. — № 9. — С. 78.

9. Краткий обзор материалов зарубежных и отечественных средств массовой информации, посвященных вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 1 по 31 августа 2015 года. — URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/29074/Aug2015.pdf (дата обращения: 02.04.2022).

10. Ларичев В.Д., Зимин О.В., Бодров В.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов: учеб. пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2008. — С. 68.

11. Ларьков А.Н. Экономическая преступность: сб. науч. тр. / Редколлегия: А.Н. Ларьков, Т.Д. Устинова, Е.В. Фирсова. — М., 2000. — С. 11.

12. Перспективы применения механизмов замораживания, ареста и конфискации преступных активов, механизмов управления конфискованными активами (сравнительно-правовое исследование): монография / Отв. ред. В.И. Лафитский. — М., 2014. — С. 15.

13. Хабибулин А.Г. Особенности преступности экономической направленности в кредитно-финансовой сфере // Вестн. Акад. экономич. безопасности МВД России. — 2009. — № 11. — С. 5.

14. Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и уголовно-политические проблемы. — М., 2005. — С. 7–8.

1. Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (part II). Art. 5351.

2. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated February 8, 2017 No. 87 “On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws in the field of combating the legalization (laundering) of proceeds from crime, the financing of extremist activities and terrorism”.

3. Criminal Code of the People’s Republic of China. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ zfhz/zgflyd/t1330730.htm (date of access: 04/02/2022).

4. Form 5 (050) Report on the results of work on the identification and disclosure of economic crimes (approved by order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 27, 2006 No. 503).

5. DECRETO-LEGGE 3 maggio 1991, n. 143 Provvedimenti urgenti per limitare l’uso del contante e dei titoli al portatore nelle transazioni e prevenire l’utilizzazione del sistema finanziario a scopo di riciclaggio. (GU Serie Generale n.106 del 08-05-1991). URL: https:// www.gazzettaufficiale.it/atto/serie_generale/caricaDettaglioAtto/originario?atto. dataPubblicazioneGazzetta=1991-05-08&atto.codiceRedazionale=091G0186&elenco30 giorni=false (Accessed 04/02/2022).

6. In 2020, 20% less money was withdrawn from Russia through questionable transactions. URL: https://www.interfax.ru/business/758848 (date of access: 04/02/2022).

7. Zhubrin R.V., Larkov A.N. Prevention of money laundering: monograph. M., 2012. S. 173.

8. Kondrat E.N. Influence of money laundering on the economic security of the state // Vestn. Acad. economical security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 9. P. 78.

9. A brief review of the materials of foreign and domestic media on the issues of combating the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism, for the period from 1 to 31 August 2015. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/29074/ Aug2015.pdf (date of access: 04/02/2022).

10. Larichev V.D., Zimin O.V., Bodrov V.A. Criminal law and criminological problems of combating the legalization (laundering) of criminal proceeds: textbook. allowance. M.: VNII of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. S. 68.

11. Larkov A.N. Economic crime: Sat. scientific tr. / ed. collegium A.N. Larkov, T.D. Ustinova, E.V. Firsova. M., 2000. S. 11.

12. Prospects for the use of mechanisms for freezing, arrest and confiscation of criminal assets, mechanisms for managing confiscated assets (comparative legal research): monograph / ed. ed. IN AND. Lafitsky. M., 2014. S. 15.

13. Khabibulin A.G. Peculiarities of economic crime in the credit and financial sphere // Vestn. Acad. economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No. 11. P. 5.

14. Yakimov O.Yu. Legalization (laundering) of proceeds from crime: criminal-legal and criminal-political problems. M., 2005. S. 7–8.

Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество ведет к увеличению использования преступными организациями возможностей кредитно-финансовых институтов в целях легализации преступных доходов, что позволяет говорить о формировании отдельного сегмента криминального рынка, оказывающего услуги по легализации преступных доходов.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, закрепляет, что достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, совершаемая в кредитно-финансовой системе, представляет опасность для экономики Российской Федерации, особенно для ее кредитно-финансовой системы. Легализация преступных доходов2 тесно связана с движением капитала, и только за 2020 год, по сведениям Банка России, объем сомнительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж составил 53 млрд руб.3. Несмотря на это, начиная с 2010 года регистрируется незначительное количество преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174¹ УК РФ, как общее количество преступлений, так и преступлений, совершенных в кредитно-финансовой системе. Согласно данным государственной статистической отчетности, по ст. 174¹ УК РФ количество зарегистрированных преступлений в 2016 году составляет 794, из них совершены в кредитно-финансовой системе — 332; в 2017 году — 674 и 231; в 2018 году — 968 и 347; в 2019 году — 918 и 349; в 2020 году — 925 и 321 соответственно4.

Цель исследования: изучение современного состояния признаков и методов борьбы и предупреждения незаконных финансовых операций.

Для Цитирования:
Несытов В.Д., Суть, сущность и признаки незаконных финансовых операций. Бухучет в строительных организациях. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: