Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество ведет к увеличению использования преступными организациями возможностей кредитно-финансовых институтов в целях легализации преступных доходов, что позволяет говорить о формировании отдельного сегмента криминального рынка, оказывающего услуги по легализации преступных доходов.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, закрепляет, что достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, совершаемая в кредитно-финансовой системе, представляет опасность для экономики Российской Федерации, особенно для ее кредитно-финансовой системы. Легализация преступных доходов2 тесно связана с движением капитала, и только за 2020 год, по сведениям Банка России, объем сомнительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж составил 53 млрд руб.3. Несмотря на это, начиная с 2010 года регистрируется незначительное количество преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174¹ УК РФ, как общее количество преступлений, так и преступлений, совершенных в кредитно-финансовой системе. Согласно данным государственной статистической отчетности, по ст. 174¹ УК РФ количество зарегистрированных преступлений в 2016 году составляет 794, из них совершены в кредитно-финансовой системе — 332; в 2017 году — 674 и 231; в 2018 году — 968 и 347; в 2019 году — 918 и 349; в 2020 году — 925 и 321 соответственно4.
Цель исследования: изучение современного состояния признаков и методов борьбы и предупреждения незаконных финансовых операций.