По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.3

Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала

Н. В. Булкина канд. экон. наук, е-mail: nvbulkina@mail.ru

Cтатья посвящена выявлению сущности стимулирования трудовой деятельности персонала путем рассмотрения и объективного разделения понятий «мотив», «мотивация», «стимул» применительно к трудовой деятельности с позиции различных научных направлений.

Литература:

1. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2005. — 248 с.

2. Аширов Д. А. Большаков С. В. Организационное поведение. — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансового права, 2002. — 104 с.

3. Бычкова А. В. Управление персоналом: Учеб. пособие. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. — 200 с.

На современном этапе развития науки и практики по проблеме стимулирования трудовой деятельности персонала (ТДП) написано множество научных работ и накоплен внушительный практический опыт в различных сферах деятельности. Но, несмотря на это, вопрос мотивации и стимулирования ТДП не утрачивает своей актуальности в силу все большей интеграции России в мировое сообщество и стремления к высоким производственным результатам в целях достижения конкурентоспособного положения на мировом рынке.

При разностороннем и стремительном изучении проблематики стимулирования ТДП достаточно серьезным сдерживающим фактором попрежнему является отсутствие общего понятийного аппарата, что мешает ее полноценному осмыслению. Разделение понятий «стимулирование» и «мотивация» для отечественных авторов более характерно, чем для зарубежных, но, несмотря на это, в последнее десятилетие появился ряд работ Маслова Е. В., Базарова Т. Ю., Клочкова А.К., Адамчука В. В, Андросова Л. А., в которых данные понятия по-прежнему не различаются.

Анализ исходного понятия «стимул» указывает на два различных подхода к его сущности. В первом (АшировД.А., Бычкова А. В., Виханский О.С., Майерс Д., Каверин С. Б.) «стимул» рассматривается, как исключительно внешнее побуждение, а второй подход (Веснин В. Р., Егоршин А. П., Ильин Е. П.) подразумевает как внешнее, так и внутреннее побуждение.

В психологии появление внешних и внутренних стимулов возникло вследствие различного понимания учеными тех сил, которые дают толчок возникновению мотива. В связи с этим Е.П. Ильин писал: «стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, принимаемое многими психологами в качестве мотива» [7]. Двойственность понимания стимула в управлении отражено в труде А.П. Егоршина [6]. Он понимает под стимулом в первую очередь принуждение или причину поведения человека, руководствуясь его первичным латинским значением, также вкладывает в это понятие материальное и моральное поощрение, самоутверждение (как внутренний стимул). Но руководствуясь ранними теориями мотивации, самоутверждение является потребностью, а не стимулом. Итак, стимул труда — это внешнее побуждение человека к действию, отражаемое им как мотив.

Для Цитирования:
Н. В. Булкина, Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: