Существует мнение о том, что понятие «картина мира» появилось в физике в конце XIX — начале XX века. По данным различных источников, первоначально понятие «картина мира» было введено в научный оборот Г. Герцем, который соотносил его с физическими явлениями, составлявшими «совокупность внутренних образов внешних предметов» [20, с. 12]. По мнению А.А. Горелова и Т.А. Гореловой, влияние физики привело к становлению «механистической картины мира», которая соотносится с христианскими представлениями о мире [6]. Важной чертой в образе мира, по мнению И.И. Лисович, является то, что сфера мира выступает как «сфера, имеющая границу» [14, с. 308].
Большинство современных ученых считают, что картина мира носит динамический характер и не может быть описана лишь языком естественно-научных дисциплин. Она явлена нам сквозь призму целого комплекса знаний. Китайский ученый У Гошэн указывает на философское начало в любой попытке описать окружающий нас мир. В своем рассуждении он приглашает слушателей порассуждать о некотором «суперученом, способном описать всеобщее в мире». По мнению У Гошэна, проецируемый суперученый будет опираться в своих идеях о всеобщем на принципы философии, которая, в свою очередь, руководствуется онтологическим подходом к анализу любых явлений1 .
Мы уверены в том, что именно различные направления философского знания предлагают глубокий взгляд на проблему содержания картины мира. Картина мира напрямую связана с мировидением, определяемым сферами человеческой деятельности. Картина мира в работах ученых представлена как «система интуитивных представлений о реальности» [19, c. 127], «целостный глобальный образ мира» [4, с. 19], «совокупность мировоззренческих знаний о мире» [1, с. 141], «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» [24, с. 20–22].
В рамках данной работы картина мира соотносится с понятиями культуры и цивилизации. Осмысление картины мира в русле культурно-цивилизационного подхода позволяет осуществить переход от естествознания и изучения научно-технического устройства мира к денатурализации, поскольку в данном случае генерируются смыслы, а не механистические представления. В современной науке отсутствует единый взгляд на содержание и соотношение понятий «культура» и «цивилизация». По нашему мнению, они отражают процесс становления гуманитарного знания в целом. С исторической точки зрения термин «культура» более ранний, его авторство приписывают юристу и историку XVII века С. Пуфендорфу, который в своих трудах доказывал преимущества образованного «искусственного» и «культурного» человека по сравнению с человеком «естественным». Принято считать, что термин «цивилизация» ввел в научный оборот политический деятель и философ О.-Г. де Мирабо во второй половине XVIII века. Его соотечественник Л. Февр на рубеже XIX–XX веков соотносил генезис понятия «цивилизация» исключительно с трансформациями, которые претерпела «французская мысль от второй половины XVIII века» [21, с. 239]. Позднее ученые использовали понятие «цивилизация» в отношении всего западноевропейского мира, апеллируя исключительно к «европейской общности» [25, с. 6].