Одним из ключевых определений современной экономики сегодня является понятие «сервисная экономика». Она характеризуется как качественными характеристиками — увеличением значимости сферы услуг, распространением системы оказания услуг во всех сферах хозяйственной деятельности, так и количественными — главным образом преобладанием сферы услуг в ВВП стран с развитой экономикой.
Сфера услуг является очень обширной и сложносоставной, что приводит к появлению большого количества различных определений этого понятия. В то же время многие из них схожи между собой, в большинстве из них к характеристикам услуг относится их неспособность к хранению, неоднородность, неразрывность производства и потребления, неосязаемость. Также среди характеристик услуг можно отметить еще одно свойство — невозможность передачи права собственности. Существующие в научной среде трактовки этого понятия могут изменяться, они отличаются гибкостью, определения могут подвергаться сомнению.
В рамках данной статьи был изучен специфический класс услуг — медицинские услуги. В целом медицинским услугам характерно наличие всех свойств, описанных выше, однако в то же время они обладают собственными уникальными свойствами, которые тесно связаны с их природой и сущностью.
Среди различных секторов экономики очевидным лидером развития, ее двигателем является именно сфера услуг. При этом сами услуги характеризуются крайней неоднородностью, они развиваются неодинаковыми темпами. В связи с этим их секторальный анализ является актуальным и необходимым для раскрытия сущности этого понятия процессом.
Медицинские услуги, их качество, уровень их развития играют принципиальную роль для экономики и для общества. От их доступности, технологичности, разнообразия зависит качество жизни населения, состояние здоровья граждан, средняя продолжительность жизни. Неудивительно, что в эпоху Советского Союза вопросы здравоохранения, организация работы Минздрава являлись одними из приоритетных направлений развития социально-экономической политики.