По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2203-02

Сущность искусства: культурно-психологический дискурс

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Автор отталкивается от концепций и понимания искусства М. Бахтина и Л. Выготского, которые он анализировал в других своих работах. Для лучшего понимания тезисов рассматриваются и анализируются три кейса: роман израильского писателя Меира Шалева «Вышли из леса две медведицы», стихотворение Марины Цветаевой и процесс открытия маленьким ребенком художественного изображения. Обсуждаются несколько вопросов: проблемы, которые могли волновать Шалева и его читателей, некоторые особенности творчества автора, позволившие создать художественную реальность этого произведения, особенности художественной реальности, психический механизм, порождающий сильные эмоции читателей. Анализируются приемы и выразительные средства, которые использует Шалев в ходе создания своего романа. Анализируются факторы (семиотические, личностные, культурные), обусловливающие самостоятельное существование художественной реальности, а также натуральность и реалистичность ее событий. Более реальные и натуральные эти события потому, что Шалев открывает для читателя путь к событиям художественной реальности, позволяет увидеть целое, акцентирует наиболее важное. Большую роль играет и гений Шалева как рассказчика, его замечательный язык. Делается вывод, что необходимые условия создания художественной реальности и проживания ее событий — семиозис искусства и особая форма жизни человека в искусстве (досуг по Аристотелю, «неутилитарная форма жизни» по автору).

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 576 c.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс]. — URL: https://bookscafe.net/read/bahtin_mihail-estetika_slovesnogo_tvorchestva-230994.html#p65 (дата обращения: 03.09.2021).

3. Израильская версия магического реализма [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.labirint.ru/now/mamedov-shalev/ (дата обращения: 03.09.2021).

4. Любовь и смерть Рафаила Нудельмана и Аллы Фурман: «Мы поклялись не жить друг без друга» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vesty.co.il/ articles/0,7340,L-5274774,00.html (дата обращения: 03.09.2021).

5. Отзывы о книге «Вышли из леса две медведицы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.livelib.ru/book/1001236929/reviews-vyshli-iz-lesa-dve-medveditsy-meir-shalev/~2 (дата обращения: 03.09.2021).

6. Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. — М.: ЛИБРОКОМ, 2009. — 208 с.

7. Розин В.М. К построению новой концепции искусства (искусство как форма жизни) // Культура и искусство. — 2021. — № 10. — С. 73–88.

8. Розин В.М. Расширительное истолкование семиотического подхода // Культура и искусство. — 2020. — № 9. — С. 46–54.

9. Розин В.М. Режимы функционирования жизнедеятельности индивида (вменение, общение, самоопределение) // Мир психологии. — 2015. — № 3. — С. 61–69.

10. Розин В.М. Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ). — М.: Голос, 2011. — 397 с.

11. Шалев М. «Б-г стоит в стороне» // Лехаим. — Авг. 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://lechaim.ru/academy/meir-shalev-b-g-stoit-v-storone/ (дата обращения: 03.09.2021).

12. Шалев М. «Я перестал гонять на байке 10 лет назад» [Электронный ресурс]. — URL: https://aif.ru/culture/person/34054 (дата обращения: 03.09.2021).

1. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva. — 2-ye izd. — M.: Iskusstvo, 1986. — 576 c.

2. Bakhtin M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Elektronnyy resurs]. — URL: https://bookscafe.net/read/bahtin_mihail-estetika_slovesnogo_tvorchestva-230994.html#p65 (Data obrashcheniya: 03.09.2021).

3. Izrail'skaya versiya magicheskogo realizma [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.labirint.ru/now/mamedov-shalev/ (Data obrashcheniya: 03.09.2021).

4. Lyubov' i smert' Rafaila Nudel'mana i Ally Furman: «My poklyalis' ne zhit' drug bez druga» [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5274774,00. html (Data obrashcheniya: 03.09.2021).

5. Otzyvy o knige «Vyshli iz lesa dve medveditsy» [Elektronnyy resurs]. — URL: https:// www.livelib.ru/book/1001236929/reviews-vyshli-iz-lesa-dve-medveditsy-meir-shalev/~2 (Data obrashcheniya: 03.09.2021).

6. Rozin V.M. Osobennosti diskursa i obraztsy issledovaniya v gumanitarnoy nauke. — M.: LIBROKOM, 2009. — 208 s.

7. Rozin V.M. K postroyeniyu novoy kontseptsii iskusstva (iskusstvo kak forma zhizni) // Kul'tura i iskusstvo. — 2021. — № 10. — S. 73–88.

8. Rozin V.M. Rasshiritel'noye istolkovaniye semioticheskogo podkhoda // Kul'tura i iskusstvo. — 2020. — № 9. — S. 46–54.

9. Rozin V.M. Rezhimy funktsionirovaniya zhiznedeyatel'nosti individa (vmeneniye, obshcheniye, samoopredeleniye) // Mir psikhologii. — 2015. — № 3. — S. 61–69.

10. Rozin V.M. Priroda i genezis yevropeyskogo iskusstva (filosofskiy i kul'turno-istoricheskiy analiz). — M.: Golos, 2011. — 397 s.

11. Shalev M. «B-g stoit v storone» // Lekhaim, avg. 2015 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://lechaim.ru/academy/meir-shalev-b-g-stoit-v-storone/ (Data obrashcheniya: 03.09.2021).

12. Shalev M. «Yа perestal gonyat' na bayke 10 let nazad» [Elektronnyy resurs]. — URL: https://aif.ru/culture/person/34054 (Data obrashcheniya: 03.09.2021).

Статья поступила 19.12.2021

Обсуждая природу искусства, нельзя пройти мимо концепций Михаила Бахтина и Льва Выготского. С одной стороны, они явно читали одни и те же книги и питались сходными философскими и теоретическими идеями, которые, как образно выражаются, в то время носились в воздухе (необходимость для понимания сущности искусства анализировать форму и строение художественных произведений, семиотическое истолкование художественного текста, рассмотрение художественного произведения в более широком контексте — психологическом у Выготского и философском у Бахтина). С другой стороны, их подходы и результаты истолкования искусства очень разные.

Выготский исследует искусство для целей нового образования («жизнестроительства», формирования нового человека) и объяснения сильного воздействия искусства на человека (аристотелевский катарсис) и, как психолог, выявляет и описывает психический механизм, действующий в ходе создания или переживания художественного произведения. Бахтин пытается понять искусство как искусствовед (литературовед) и философ, поэтому обсуждает отношение реальности художественного произведения к жизни, роль и деятельность индивида (автора или героя) в искусстве, а также отличие эстетического действия как способа завершения целого от научного познания и нравственного поступка.

«Поскольку, — пишет Выготский в “Психологии искусства”, — в плане будущего, несомненно, лежит не только переустройство всего человечества на новых началах, не только овладение социальными и хозяйственными процессами, но и “переплавка человека”, постольку, несомненно, переменится и роль искусства. Нельзя и представить себе, какую роль в этой переплавке человека призвано будет сыграть искусство, какие уже существующие, но бездействующие в нашем организме силы оно призовет к формированию нового человека... Без нового искусства не будет нового человека. <...> Общее направление этого метода можно выразить следующей формулой: от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов <...> мы смотрим на художественное произведение как на “совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции”, и пытаемся на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. <...> Мы могли бы сказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства... На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции» [1, с. 330, 40, 18, 271].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Сущность искусства: культурно-психологический дискурс. Вопросы культурологии. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: