Современные теории административного права, с точки зрения его функционального подхода, рассматривают его как отрасль «сервисного права»1. Сама концепция организации деятельности публичной власти зиждется на принципах сотрудничества и партнерства с невластвующими субъектами, когда речь идет о необходимости выполнения в отношении последних юридически значимых действий, включая предоставление государственных (муниципальных) услуг. В целом, сегодня ученые ведут речь сервисном характере деятельности публичной администрации, имеющей конечной целью обеспечивать реализацию общественного интереса2.
Безусловно, изменение роли государства в воздействии на общественные отношения непременно отражается на формах и методах административно-правового регулирования, необходимости их адаптации к современным реалиям, и выбора наиболее оптимальных из них с точки зрения обеспечения эффективности решения управленческих задач. Не секрет, что проводимая на протяжении ряда лет в нашей стране административная реформа в том числе направлена на решение проблем выбора оптимальной модели административно-регулятивного воздействия на сферы общественной жизни, что предполагает определение необходимого набора методов и форм деятельности публичной администрации. В конечном счете, решение этой непростой задачи будет отвечать магистральным целям реформы, предусматривающим, как известно, повышение качества и эффективности работы государственного механизма по управлению общественными делами.
С учетом отмеченных выше особенностей развития отрасли административного права изменяется функциональная роль государственноуправленческой деятельности. В современных условиях развития рыночной экономики, разнообразия форм собственности, появления институтов самоорганизации экономической и общественной жизни, взаимодействие государства с гражданскими общественными структурами рассматривается не как «управление», а как «регулирование» социально-экономическими процессами. В этой связи представляется необходимым обратить внимание на сущность форм административно-правового регулирования, что позволит определить наиболее перспективные из них для использования в рамках административно-правового воздействия в сфере образования и образовательных отношений.