По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Сущность и формы административно-правового регулирования в сфере высшего образования

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье проведен анализ сущности и форм административно-правового воздействия на сферу высшего образования с учетом необходимости обеспечения поступательного развития данной социальной отрасли в рамках проводимой в стране административной реформы. Автором отмечено, что применение соответствующих регуляторов направлено на обеспечение общего порядка в образовательной сфере, соблюдение образовательными организациями установленных правил и норм осуществления образовательной деятельности, гарантий конституционного права граждан на образование (соответствия его качества установленным образовательным стандартам), а также более полного определения взаимных прав и обязанностей между образовательными организациями и органами управления образованием.

Литература:

1. Алёхин А.П. Административное право России: учебник / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий. — ЦКД: «Зерцало — М», 2013.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2010.

3. Андреева Е.М. Административный договор в теории и практике государственного управления // Новый юридический журнал. — 2013. — № 1.

4. Антонов В.П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы / В.П. Антонов // Государство и право. — 2010. — № 8.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. — М.: НОРМА, 2012.

6. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.

7. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.

8. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России / Д.Н. Бекетов // Государство и право. — 2009. — № 5.

9. Воронов А.М. К вопросу о модернизации концепции административного права современной России // Административное право и процесс. — 2017. — № 5.

10. Кононов П.И. Очерки общей теории современного административного права: монография / П.И. Кононов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

11. Кононов П.И. Современное административное право России: опыт системно-правовой характеристики // Российский юридический журнал. — 2018. — № 1.

12. Красильников Т.С. Содержание административного договора в системе образования (на примере договора между образовательным учреждением и его учредителем) // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003.

13. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие / Под ред. проф. Г.А. Туманова. — М.: Юристъ, 2009.

14. Попов А.И. Место и роль административного договора в системе административного права // Административное право и процесс. — 2016. — № 1.

15. Савостин А.А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в условиях социальных реформ. М., 2001.

16. Серков П.П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования): Монография: В 3 ч. Ч. 1: Границы правового неведомого. Ч. 2: Очертания правовой универсальности. М.: Норма, 2018.

17. Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. — 2000. — № 5.

Современные теории административного права, с точки зрения его функционального подхода, рассматривают его как отрасль «сервисного права»1. Сама концепция организации деятельности публичной власти зиждется на принципах сотрудничества и партнерства с невластвующими субъектами, когда речь идет о необходимости выполнения в отношении последних юридически значимых действий, включая предоставление государственных (муниципальных) услуг. В целом, сегодня ученые ведут речь сервисном характере деятельности публичной администрации, имеющей конечной целью обеспечивать реализацию общественного интереса2.

Безусловно, изменение роли государства в воздействии на общественные отношения непременно отражается на формах и методах административно-правового регулирования, необходимости их адаптации к современным реалиям, и выбора наиболее оптимальных из них с точки зрения обеспечения эффективности решения управленческих задач. Не секрет, что проводимая на протяжении ряда лет в нашей стране административная реформа в том числе направлена на решение проблем выбора оптимальной модели административно-регулятивного воздействия на сферы общественной жизни, что предполагает определение необходимого набора методов и форм деятельности публичной администрации. В конечном счете, решение этой непростой задачи будет отвечать магистральным целям реформы, предусматривающим, как известно, повышение качества и эффективности работы государственного механизма по управлению общественными делами.

С учетом отмеченных выше особенностей развития отрасли административного права изменяется функциональная роль государственноуправленческой деятельности. В современных условиях развития рыночной экономики, разнообразия форм собственности, появления институтов самоорганизации экономической и общественной жизни, взаимодействие государства с гражданскими общественными структурами рассматривается не как «управление», а как «регулирование» социально-экономическими процессами. В этой связи представляется необходимым обратить внимание на сущность форм административно-правового регулирования, что позволит определить наиболее перспективные из них для использования в рамках административно-правового воздействия в сфере образования и образовательных отношений.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Сущность и формы административно-правового регулирования в сфере высшего образования. Юрист ВУЗа. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: