Ценообразование в строительстве — важнейший экономический механизм, процесс установления цены, зависящий от себестоимости строительной продукции, соотношения рыночных спроса и предложения и других факторов. Целью ценообразования является такая реакция рынка, которая обеспечивает максимальный объем продаж с максимальной маржинальностью.
Цена — это сумма денежных средств, которая передается продавцу от покупателя для приобретения товара [2, 3]. Однако на практике данное понятие часто является синонимом стоимости. Например, в сфере строительного производства функцию цены выполняет сметная стоимость, которая представляет собой сумму денежных средств, необходимых и достаточных для осуществления строительства в соответствии с проектными решениями [4, 9].
Для грамотного применения указанных терминов необходимо дать разъяснение их сущности. Различие понятий заключается в том, что понятие цены используется при сделке купли-продажи, в том числе при оказании строительных услуг, а понятие «стоимость» — для денежного выражения потребности в ресурсах при производстве товара. Но при абсолютно разной сущности понятий их денежные эквиваленты могут быть равны. Для уточнения условий ситуации равенства денежных эквивалентов этих понятий необходимо рассмотреть формулы их расчета.
Формула цены представлена в выражении 1:
где: Ц — цена, руб.;
ИП — издержки производства, руб.;
П — прибыль производителя, в исключительных случаях может включаться и прибыль посредника, руб.
По Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее — МДС 81-35.2004) [5] состав стоимости ремонтно-строительных работ можно представить следующим выражением:
где: Срс — стоимость ремонтно-строительных работ, руб.;
СП — сметная прибыль, руб.
СБС — себестоимость производства, руб. (формула 3);
где: ПЗ — прямые затраты, руб.;
НР — накладные расходы (косвенные затраты), руб.
Проводя сравнение при формировании формул двух понятий, можно отметить, что, несмотря на различия в наименованиях слагаемых в приведенных формулах, их структуры похожи. Их объединяет наличие издержек производства, то есть сумм денежных средств, напрямую необходимых для осуществления строительства (прямые затраты) и создания условий для производства (накладные расходы), что по своей сути представляет себестоимость, и наличие прибыли для производителя строительных работ (продавца строительных услуг). Но стоит помнить, что прибыль, заключенная в цену, может быть больше стоимости производства работ, так как дополнительно включает прибыль посредников.