В условиях цифровизации и автоматизации таможенных процессов, перехода от электронной таможни к «интеллектуальной» таможне с использованием методов искусственного интеллекта в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [8] повышается роль в трансформации и повышении эффективности контрольных функций таможенных органов.
Решение данной задачи непосредственно связано с использованием информационно-программных средств и технологий по автоматизации проверочных мероприятий, совершаемых таможенными органами на этапе как до, так и после выпуска товаров.
По итогам реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, в рамках таможенного контроля после выпуска товаров (далее — ТКПВТ) выработаны действия по переходу категории «таможенная проверка» в категорию «электронная таможенная проверка». Применение новой категории при проверочных мероприятиях позволяет сократить время на обмен документами и сведениями, а также сроки ее проведения [4].
Процессы развития электронного формата проведения таможенной проверки как «умного» инструмента контроля определяют приоритетные направления по исследованию теоретических положений электронной таможенной проверки.
Результаты проведенного анализа [1, 2, 13] определили, что электронная таможенная проверка как категория сформировалась при трансформации категории «таможенная проверка», поэтому понятийный аппарат электронной таможенной проверки основывается на общих законодательно закрепленных положениях о таможенной проверке: определении, цели, предмете, объекте, видах, сроках проведения, правах и обязанностях, технологии проведения [10, 11].
В процессе проведения таможенной проверки таможенные органы непосредственно взаимодействуют с проверяемым лицом в части уведомления о совершаемых действиях, направления требований, запросов и по завершении — результатов таможенной проверки.