Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентируют требования к образовательному процессу.
В Федеральном законе об образовании (от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями 2020 г.) о профориентации говорится в ст. 42 и 66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования — это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
а) специальные центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению);
б) психологи, педагоги-психологи «организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются», то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.
Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно, что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.
В 2015 г. утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагогпсихолог для профориентации школьников проводит «диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)».
Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5–9-х и 10–11-х классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить «идеально профориентированного» человека. После 9-го класса школьник должен выйти «ориентирующимся в мире профессий, понимающим значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Выпускник 9-го или 11-го класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.