Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
(И. Бродский)
It is probably too late for the world, but for the individual man there always remains a chance.
(J. Brodsky)
Ситуация с суицидальным поведением резко обострилась с марта 2020 г., что связано с COVID-19 и коронавирусными ограничениями. На фоне стремительного распространения вируса люди испытывают повышенный страх, тревогу, волнение. Эти проблемы могут наблюдаться как у населения в целом, так и у отдельных групп [14].
К главным психологическим последствиям пандемии относятся повышенный уровень стресса и тревожность. Смена привычного уклада жизни, длительная изоляция, необходимость отказаться от работы, потеря источника дохода — всё это приводит к более серьезным психологическим проблемам: депрессии, суицидальным мыслям и действиям, к алкоголизму и наркомании, расстройствам сна, к паническим атакам и различным фобиям [12].
Таким образом, следует на глобальном уровне повысить уровень информированности общественности о том, что самоубийства являются одной из основных предотвратимых причин преждевременной смерти. Общественности же и правительствам стран, в свою очередь, необходимо разработать основы политики в отношении национальных стратегий предотвращения самоубийств, которые на местном уровне в каждом конкретном регионе должны найти свое практическое воплощение в виде программ и мер профилактики самоубийств и суицидальных настроений среди населения.
Цель исследования — выявить индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на склонность к суицидальному поведению, и предложить рекомендации по их коррекции.
Методологическая основа исследования: работы в области социологии (М. Хальбвакс, Д. Дуглас, А. Генри и Д. Шорт, Р. Гаван, А. Редько); в области психологии (А. Амбрумова, Ю.А. Клейберг, А. Ратинов, В. Тихоненко); в суицидологии (Я. Гилинский, А. Давыдов, Л. Семенюк, И. Бойко).