Суицидальное поведение — это совокупность действий и мыслей, связанных с желанием совершить самоубийство или причинить себе серьезный вред. Оно может проявляться в различных формах, включая: суицидальные мысли, суицидальные планы, суицидальные попытки и высказывания [1]. Суицидальное поведение часто связано с глубокими психическими нарушениями и может возникать на фоне психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), или на фоне острых внешних факторов в рамках аффективно-шоковых реакций [2, 3].
Проблема самоубийства и суицидального поведения среди военнослужащих остаётся актуальной как для клинической психиатрии, так и для общества в целом. Каждое самоубийство является не только личной трагедией для семьи военнослужащего, но и вызывает значительный общественный резонанс [4], приводящий к экспертным исследованиям и обсуждениям [5]. Это подчеркивает важность внимания к данной проблеме и необходимость принятия активных мер для её решения.
Согласно современным исследовательским данным, ситуация в российской армии за последние годы значительно улучшилась. В период с 2007 по 2018 годы уровень самоубийств среди военнослужащих составил 12,00 ± 1,35 на 100 000, что в 1,7 раза ниже, чем средний уровень самоубийств по России (20,12 ± 1,56 на 100 000) [6]. Однако важно отметить, что среди военнослужащих, которые совершили самоубийства в период с 2011 по 2017 год, наблюдается двукратный рост доли контрактников [7].
Данные исследований также подчеркивают изменения в причинах, которые влекут за собой суицидальное поведение. Причины самоубийств у контрактников и офицеров, как правило, связаны с семейно-бытовыми проблемами, в то время как у призывников преобладают факторы, связанные с профессиональной деятельностью и неуставными взаимоотношениями. Однако роль социально-экономических факторов постепенно снижается, а на первое место выходят проблемы психического здоровья военнослужащих — от невротических состояний до личностных расстройств и зависимостей. Это говорит о том, что суициды среди военнослужащих всё больше напоминают ситуацию в общей популяции, где основными факторами суицидального поведения являются психические расстройства. Когда внешние социальные факторы теряют свою значимость, то на передний план выступают психические проблемы, зачастую остающиеся незамеченными до момента кризиса.