По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.036

Судовой МГД-движитель: состояние и перспективы

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ИНИИТФ им. акад. Е.И. Забабахина», г. Москва

Выполнен качественный анализ судового МГД-движителя и показано, что для достижения его приемлемой эффективности необходимо обеспечить реализацию индукции магнитного поля свыше 10 Тл. Такая индуктивность обеспечивает получение КПД свыше 30% даже при высокой подводной скорости судна 50–70 узлов. Рассмотрены технические проблемы реализации МГД-движителя в части реализации сверхпроводящей магнитной системы СМС. Приведены конструкции кондукционного и индукционного, канального и безканального МГД-движителей. Показана эффективность повышения мощности МГД-установок и совершенствования современных технологий теплой сверхпроводимости в части токамаков, что предполагает их реальное внедрение в ближайшее время, по крайней мере, для крупных танкеров и ледоколов, а также объектов подводного флота.

Литература:

1. Шульга Р.Н. Применение распределенного электродвижения с использованием винторулевых колонок // Энергоэффективность и водоподготовка. – 2020. – № 4 (126). – С. 56–64.

2. Шульга Р.Н. Тяговые характеристики судового электропривода // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 1. – С. 28–39.

3. Шульга Р.Н. Водометный движитель: теория и практика // В портфеле редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

4. Башкатов В.А., Орлов П.П., Федосов М.И. Гидрореактивные пропульсивные установки. – Л.: Судостроение, 1977. – 236 с.

5. Казовский Е.Я. Сверхпроводящие магнитные системы. – Л.: Наука, 1968. – 176 с.

6. Вольдек А.И. Индукционные МГДмашины с жидкометаллическим рабочим телом. – М.: Энергия. Л.О.,1970. – 271 с.

7. Шульга Р.Н., Лабутин А.А., Смирнова Т.С. Применение МГД-насосов для установок с жидкометаллическим теплоносителем // Энергоэксперт. – 2020. – № 3. – С. 28–31.

8. Шульга Р.Н. Накопление и сохранение электроэнергии // Новости электротехники. – 2021. – № 1 (127). – С. 54–57.

9. Маламанов С.Ю. Численное моделирование течения в МГД-насосе // Вестник СПбГУ. – Сер. 10. – 2015. – Вып. 1.

10. Емельянов Н.Ф. Судовые МГД-движители: учеб. пособие. – Владивосток: Дальрыбавтуз, 2006. – 23 с.

11. Dorach MHD-ship propulsion using superconducting magnets/Report/ // SNAME. – Transactions, 1963, May. 14–15.

12. Friauf J. MHD-ship propulsion // Journal of American Sosiety of Naval Engineers. – 1961, febr. – N 2.

13. Шульга Р.Н., Хренников А.Ю. Динамические воздействия токов короткого замыкания. Электродинамическая стойкость электрооборудования // Энергетик. – 2022. – № 1. – С. 9–13.

14. Шульга Р.Н., Хренников А.Ю. Термическое действие токов короткого замыкания и термическая стойкость электрооборудования // Энергетик. – 2022. – № 5. – С. 14–19.

15. Панченко В.П. Введение в МГДпреобразователи энергии. – URL: http://www. cedi.bmstu.ru

16. Дудышев В.Д. Революция водного транспорта – безвинтовые бестопливные движители. – URL: http://www.sciteclibrary.ru

17. Международный экспериментальный ядерный реактор. – URL: http://www. ru.wikipedia.org

18. ИТЭР: сверхпроводящие магниты, ч. 1. – URL: http://www.tnenergy.livejournal.com

19. Детинич Г. В США создали сильнейший магнит в мире. – URL: http://www.3dnews.ru

Проблема совершенствования пропульсивной системы судов стоит довольно остро на протяжении последних лет и даже десятилетий. Этой проблеме посвящены многочисленные публикации, в т. ч. автора по совершенствованию типа судовых движителей [1–3]. Поступательное развитие пропульсивных систем неизбежно приводит к применению более совершенных МГД-движителей, разработке которых посвящена многочисленная отечественная [4–10] и зарубежная [1, 12] литература. Непременной принадлежностью МГД-установок является сверхпроводящая магнитная система СМС, различные аспекты реализации которой отражены в [13–19]. При этом [17–19] посвящены новейшим достижениям СМС для токамаков, которые показывают решающую роль повышения рабочей температуры для достижения высокой индуктивности магнитных полей свыше 10 Тл, необходимой для эффективного судового МГД-движителя.

Цель настоящей статьи состоит в анализе состояния и перспектив совершенствования судовых МГД-движителей и установок.

Из электротехники известно, что работа электродвигателя сводится к перемещению проводника (в виде морской воды) с током в магнитном поле. Качественный анализ МГД-движителя может быть описан следующими уравнениями.

Плотность электрического тока j, А/м2, равна:

Сила, действующая на единицу объема морской воды f, Н/м3, равна:

Электрическая мощность Nу, кВт, передаваемая единичному объему морской воды, равна:

Для указанных уравнений принимаются следующие обозначения:

σ – удельная электрическая проводимость морской воды, Ом/м;

B – индукция магнитного поля, Тл;

V – скорость потока морской воды, м/с;

Е = U/в – напряженность однородного электрического поля, В/м;

U – напряжение между электродами, В;

в – расстояние между электродами, м;

p – давление воды, Па;

ρ – плотность забортной воды, кг/м3;

h – энтальпия единицы массы воды, Дж/кг.

Введя для удобства расчетов нагрузочный параметр:

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Судовой МГД-движитель: состояние и перспективы. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: