Суд — это всегда затратно. Время, деньги, силы в разных пропорциях уходят на тяжбы. Иногда это оправдано, но не во всех случаях. Обычно, когда клиент уверен в своей правоте, он сразу спешит обратиться в суд. И здесь задача юриста объяснить, что его высокие ожидания от суда и недооценка ответчика могут быть чреваты неприятными последствиями. Потому что любой юридический спор — как шахматы — имеет много вариантов стратегий, и, как следствие, многообразие судебных решений. Это необходимо донести до клиента. В противном случае, если он останется недоволен исходом дела, то обвинит в этом своего юриста. Поэтому всегда имеет смысл попытаться урегулировать спор в досудебном порядке.
В этой статье рассмотрим, как усилить свои компетенции в любых переговорных процессах — от бытовых до юридических, чтобы выходить победителем из любых споров.
Первым делом необходимо решить, кто в переговорном процессе является более сильной стороной, а кто — более слабой. Это повлияет на дальнейший выбор стратегии и методов ведения спора. Но не всегда это бывает легко сделать. Например, когда у одной стороны есть связи и власть, а у другой — неограниченный финансовый ресурс, трудно определить, чья позиция в споре сильнее. В этом случае нужно разделить: в чем оппонент превосходит вас, а в чем — вы его.
Win-win. Стратегия, при которой выигрывают обе стороны. Это поиск решения, выгодного всем участникам переговоров. По возможности, следует выбирать именно эту стратегию, т.к. она почти не имеет недостатков — обе стороны остаются довольны результатом переговоров. Но, к сожалению, не всегда можно удовлетворить основные желания всех участников спора.
Win-lost. Стратегия, при которой противоположная сторона проигрывает, а вы выигрываете. Это достаточно агрессивная стратегия, которая учитывает только собственные интересы, ущемляя интересы противника. Обычно ее выбирает сильная сторона, если не планирует никакого дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
Lost-win. Стратегия, при которой вы проигрываете переговоры, а противник выигрывает. По-другому ее называют стратегией приспособления. Когда вы отодвигаете свои интересы в угоду интересам оппонента, например, чтобы не допустить публичной огласки или развития конфликта. Так часто поступают крупные компании, когда клиент не удовлетворен качеством их продукта. В этом случае проще возместить ущерб, чем доводить вопрос до суда.