Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь. В международных документах указывается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера, а лица, виновные в совершении актов терроризма и других предусмотренных указанными конвенциями преступлений, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом, и им следует назначать наказание с учетом тяжести совершенных преступлений. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, сохранению территориальной целостности государств, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь [1].
В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
Проследить становление правовых норм отечественного законодательства, предусматривающих ответственность за состав террористического акта, является весьма трудной задачей, поскольку на разных этапах такие понятия как «террор», «терроризм» и «террористический акт», трактовались по-разному. При этом развитие законодательства нашего государства с точки зрения преступлений против общественной безопасности и других преступлений, обладающих признаками правонарушений террористической направленности и сопоставимых с ныне действующими нормами Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ), можно условно разделить на три периода: царский (дореволюционный), советский и постсоветский. Так, в Судебнике 1497 г. предусматривается ответственность за крамолу. Первоначально крамола выражалась главным образом в отъездах князей и бояр, пытавшихся сохранить свою самостоятельность. По мере усиления борьбы с великокняжеской властью крупные бояре стали прибегать к прямой измене, заговорам, восстаниям и иным действиям, направленным против власти и жизни самого великого князя. Похожим образом в УК РФ предусматривается ответственность за вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), и данный состав отнесен ст. 205.1 УК РФ к составам, подпадающим под понятие «террористическая деятельность». В УК РСФСР 1922 г. впервые появляется глава, предусматривающая преступления, посягающие на общественную безопасность, в ст. 64 появляется такое понятие, как «террористические акты», и предусмотрена ответственность за участие в выполнении в контрреволюционных целях террористических актов. Как самостоятельный вид преступления состав терроризма был введен в УК РСФСР 1960 г. [2–4].