Обычный вечер вторника на первом этаже универсального магазина «Оберполлингер».
Вот уже более ста лет здесь ощущается «дыхание большого далекого мира», как написала в 1905 г. газета «Мюнхенер Нойестен Нахрихтен» после открытия этого храма торговли на Нойхаузер Штрассе.
С тех пор тут в принципе ничего не изменилось: брендовые товары в люксовых бутиках, ювелирных магазинах и парфюмерных дворцах, делящих между собой искусно освещенное пространство с приятно кондиционированным климатом, также интернациональны, как и фланирующая тут публика.
Это – мир, где нет табличек с ценами, тут покупают то, что нравится, а не то, что подходит по цене.
Арабам, азиатам, американцам расхваливают дорогую обувь на их родных языках и рекомендуют редкие ароматы с простодушной сердечностью, достойной восточного базара.
Последнее время тут вновь можно часто услышать и русскую речь, впрочем, как и в других центральных магазинах Мюнхена. «Русские вернулись, наконец! Мы правда по ним скучали!», – говорит Бернд Ольман (Bernd Ohlmann), управляющий Торговым союзом Баварии.
После украинского кризиса клиенты с Волги стали появляться значительно реже на берегах Изара: с 2014 г. число российских туристов упало вдвое, хотя еще за год до этого оно достигло рекордной цифры в 200 тысяч человек.
В прошлом году в столицу Баварии приехало уже 146 тысяч русских гостей, и их число с тех пор постоянно растет.
Мюнхенская розничная торговля вздохнула с облегчением: русские клиенты, помимо китайцев и арабов, относятся к самым важным шопингтуристам на торговых улицах и в универсальных магазинах города.
«Китайцы, арабы и русские – вот великолепная тройка!», – говорит Ольман из Торгового союза.
Что касается русских, то провал, вызванный политическим положением в Восточной Европе, две оставшиеся целевые группы компенсировать не смогли.
Шопинг-туризм в Мюнхене – многомиллиардный бизнес, клиентов со всего света здесь не просто охотно встречают, их ищут. Русские, арабы и китайцы – «для нас они важная целевая группа», – говорит Петра Фладенхофер (Petra Fladenhofer), директор по маркетингу группы KaDeWe, отвечающая в том числе и за стратегию в мюнхенском торговом доме «Оберполлингер».