В современных экономических условиях, характеризующихся высокой степенью насыщения рынка товарами, в том числе и услугами, успешная финансовая деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей невозможна без маркетинга. Под маркетингом мы понимаем профессиональную деятельность юридических и физических лиц, направленную на выявление, при необходимости формирование и удовлетворение потребностей потребителей.
Как известно, важнейшим элементом любой профессиональной деятельности являются осуществляющие её субъекты, которые могут обладать разными компетентностями в области этой деятельности, различными личными свойствами и уровнем знаний. Кроме того, у субъектов могут быть определённые запросы и ожидания от своей деятельности. Удовлетворённость этих запросов или, наоборот, их неудовлетворённость влияет на эффективность и результативность деятельности. В этой связи для повышения эффективности и результативности деятельности чрезвычайно важно разобраться в том, какие субъекты принимают участие в деятельности определённой организации и, в частности, в маркетинговой деятельности, а также выявить их потребности.
Целью настоящей статьи является выявление субъектов маркетинговой деятельности, их классификация по определённым классификационным признакам.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
• рассмотрение состояния вопроса в области определения субъектов маркетинговой деятельности;
• обоснование целесообразности выделения субъектов с учётом особенностей маркетинговой деятельности;
• систематизация и классификация субъектов;
• краткая характеристика требований, предъявляемых к специалистам по маркетингу и сравнение их с требованиями к специалистам по менеджменту.
Субъекты маркетинга как юридические и физические лица, осуществляют маркетинговую деятельность с помощью средств, методов маркетинга с учетом окружающей макро- и микросреды. Классификация субъектов маркетинга представлена на рисунке 1.