Тема смеха, его роли и значения для культуры является популярной темой гуманитарных исследований. Ученые сходятся на том, что смеховая культура — это уникальное явление со своими качественными характеристиками, и ее значение для общества нельзя недооценивать. Вместе с тем недостаточно уделяется внимания тому, как смеховая культура представлена среди различных социально-демографических групп.
Рассмотрим смеховую культуру как способ производства, трансляции и потребления смешного как эмоциональной реакции на разоблачение нелепостей, стереотипов, иллюзий, жизненных явлений и ситуаций [4]. В стадии производства можно выделить эстетические, этические, познавательные и другие компоненты. В процессе культурного производства человек может устанавливать связь с прошлым (например, передача опыта от старшего поколения младшему), конструировать перспективы на будущее, создавать принципы дифференциации и единства общества, выделять признаки, по которым строятся отношения внутри общности людей, а также отношения с иными общностями (например, этноспецифика культур). То есть посредством смеховой культуры может транслироваться культурный опыт как общечеловеческого значения, так и опыт, важный для определенной группы индивидов, объединенных общими целями, поведенческими практиками и т.п. Как это происходит? Рассмотрим на примере студенческой смеховой культуры.
Студенческая смеховая культура рождается в общении, которое играет важную роль в жизни студента. В силу своего социального положения, молодости и житейской неопытности студент часто попадает в неловкие ситуации, вызывающие комический эффект. Способность замечать их, а также создавать анекдоты и шутки, в которых находят отражение именно те ситуации, в которые может попасть лишь студент, позволяет говорить о наличии уникальной студенческой смеховой культуры.
Студенческая смеховая культура — это способ производства, трансляции и потребления смешного как реакции на разоблачение нелепостей, стереотипов, иллюзий, жизненных явлений и ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности студентов внутри пространства университета с существующими там отношениями (студент — студент, студент — преподаватель и т.д.).