По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.882

Структура службы и показания к эвакуации пострадавших воздушным транспортом в мирное время

John D. Polk департамент неотложной помощи Кливлендской больницы, 9500, Euclid Avenue, Cleveland, Ohio, USA
William F. Fallon департамент неотложной помощи Кливлендской больницы, 9500, Euclid Avenue, Cleveland, Ohio, USA

За последние несколько десятков лет широкомасштабное использование гражданской авиации для медицинских эвакуаций значительно расширилось. Еще не так давно считалось, что перевозка воздушным транспортом не показана слишком больным, пока они не переводились в категорию стабильных. Сегодня критически больные пациенты (например, на вспомогательных устройствах, с внутриаортальными баллонами) перевозятся воздушными судами в медицинские центры более высокого уровня на регулярной основе.

Литература:

1. Blumen I., Rodenberg H. AMPA Handbook. — Salt Lake City, 1999.

2. Castillo C., Lyons T. The transoceanic air evacuation of unstable angina patients // Aviat Space Environ Med. — 1999. — Vol. — P. 103–106.

3. Chalea J., Kasner S., Jauch P., Pancioli A. Safety of air medical tranportation after tissue plasminogen activator administration in acute ischemic stroke // Stroke. — 1999. — Vol. 30. — P. 2366–2368.

4. Conroy M., Rodriguez S., Kimmel S., Kasner S. Helicopter transfer offers a potential benefit to patients with acute stroke // Stroke. — 1999. — Vol. 30. — P. 2580–2584.

5. Garner A., Rashford S., Lee A., Bartolacci R. Addition of physicians to paramedic helicopter services decreases blunt trauma mortality (see comments) // Austr NZ J Surg. — 1999. — Vol. 69. — P. 697–701.

6. Haggerty L. Continuous electronic fetal monitoring: Contradictions between practice and research [review] // J Obstet Gynecol Neonat Nurs. — 1999. — Vol. 28. — P. 409–416.

7. Lichtenstein D., Courret J. P. Feasibility of ultrasound in the helicopter [letter] // Intens Care Med. — 1998. — Vol. 24. — P. 1119.

8. Mestres C. A., Sanchez-Martos A., Rodriguez- Ribo A. et al. Long distance tranportation of patients with a paracorporeal left ventricular assist device // Intl J Artif Organs. — 1998. — Vol. 21. — P. 425–428.

9. Oberg K., Kociszewski C., Dubovsky J. et al. Cardiac patient air transport in the northeast region of the United States // Prehosp Emerg Care. — 1998. — Vol. 2. — P. 297–303.

10. Ochsner M. G. Future applications of ultrasound in the injured patient // Trauma Q. — 1997. — Vol. 13. — P. 215.

11. Polk J. D., Fallon W. F., Kovach B., Mancuso C. et al. The "airmedical F.A.S.T." for trauma patients. The initial report of a novel application for sonography // Aviation, Space, & Environ Medicine. — 2001. — Vol. 72. — P. 432–436.

12. Polk J. D., Fallon W. F. The use of focused assessment with sonography for trauma (FAST) by a prehospital air medical team in the trauma arrest patient // Prehosp Emerg Care. — 2000. — Vol. 4. — P. 82.

13. Polk J. D. The future direction of ultrasound // Trauma Care Q. — 2000. — Vol. 10. — P. 15–16.

14. Rozycki G. S., Ochsner M. G., Jaffin J. H., Champion H. R. Prospective evaluation of surgeons’ use of ultrasound in the evaluation of trauma patients // J Trauma. — 1993. — Vol. 34. — P. 516.

15. Scalea T. M., Rodriguez A., Chiu W. C. et al. Focused assessment with sonography for trauma (FAST): Results from an international consensus conference // J Trauma. — 1999. — Vol. 46. — P. 466.

16. Straumann E., Yoon S., Naegeli B. et al. Hospital transfer for primary coronary angioplasty in high risk patients with acute myocardial infarction // Heart. — 1999. — Vol. 82. — P. 415–419.

17. Sustic A., Miletic D., Fuckar Z. et al. Ultrasonography in the evaluation of hemoperitoneum in war casualties // Milit Med. — 1999. — Vol. 164. — P. 600.

18. Tso P., Rodriguez A., Cooper C. et al. Sonography in blunt abdominal trauma: A preliminary report // J Trauma. — 1992. — Vol. 33. — P. 39.

19. Werman H., Falcone R., Shaner S. et al. Helicopter transport of patients to tertiary care centers after cardiac arrest // Am J Emerg Med. — 1999. — Vol. 17. — P. 130–134.

20. Wuerz R. C., O’Neal R. Role of pilot instrument proficiency in the safety of helicopter emergency medical services // Acad Emerg Med. — 1997. — Vol. 4. — P. 972–975.

Гражданская санитарная авиация прошла долгий путь от своего скромного начала как производной военной санитарной авиации до современного состояния как независимой единицы. Это связано прежде всего с тем, что существуют значительные различия между военным санитарным транспортом и гражданским. Во время войны эшелоны и этапы эвакуации четко определены, обычно известен способ транспортировки, принимающий госпиталь строго определен. Воздушный медицинский транспорт в мирное время — это совсем другая история, прежде всего, из-за многочисленных соображений, связанных с координацией процесса доставки критически больного пациента.

Социальные и логистические трудности, связанные с перевозкой критически травмированных или больных пациентов в мирное время, часто превышают те же трудности, возникающие при перемещении пациентов во время современной войны. Система взаимоотношений играет роль даже в ситуации самой простой перевозки пациента по страховому полису третьей стороны и другим договорным соглашениям (например, в ситуации с незастрахованным, иностранным пациентом и т. д.). Эти соглашения часто определяют, какая служба (государственная или частная) должна использоваться и в какую больницу пациент может быть передан. Другие переменные, которые должны учитываться, включают конфигурацию экипажа, режим транспортировки (показания к перевозке преимущественно наземным или авиационным транспортом, вертолетом или самолетом) и условия, которые могут вообще препятствовать транспортировке. Этот последний вопрос сливается с нюансами юридической ответственности медицинского персонала, которые являются уникальными для гражданской санитарной авиации, так как в военное время этот вопрос вообще не стоит. В данной статье будут приведены некоторые соображения для гражданских и военных врачей о различных видах гражданского воздушного транспорта и клинических показаниях для транспортировки, которые должны учитываться в мирное время.

При рассмотрении показаний к транспортировке санитарной авиацией (СА) следует учитывать два основных фактора: время и возможности лечения. Для большинства пациентов, таких как пациенты с множественной травмой, наиболее важное преимущество, которое СА может предоставить, — это сокращение времени, необходимого для транспортировки в специализированный травмоцентр. Однако для других пациентов важнейшим аспектом транспортировки является продолжение неотложной помощи во время полета. Когда пациент в кардиогенном шоке находится на внутриаортальном баллонном контрпульсаторе или аппарате ЭКМО, требования к медицинской экспертизе и тщательному управлению состоянием больного важнее скорости самой доставки. Выживание пациента является очевидным абсолютным приоритетом. Иногда, как представляется авторам, имеется слишком мало времени для подготовки пациента к безопасной транспортировке. Тем не менее эта предполетная подготовка может быть жизнеспасающей в сложных случаях, особенно в педиатрии и неонатологии.

Для Цитирования:
John D. Polk, William F. Fallon, Структура службы и показания к эвакуации пострадавших воздушным транспортом в мирное время. Врач скорой помощи. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: