Гражданская санитарная авиация прошла долгий путь от своего скромного начала как производной военной санитарной авиации до современного состояния как независимой единицы. Это связано прежде всего с тем, что существуют значительные различия между военным санитарным транспортом и гражданским. Во время войны эшелоны и этапы эвакуации четко определены, обычно известен способ транспортировки, принимающий госпиталь строго определен. Воздушный медицинский транспорт в мирное время — это совсем другая история, прежде всего, из-за многочисленных соображений, связанных с координацией процесса доставки критически больного пациента.
Социальные и логистические трудности, связанные с перевозкой критически травмированных или больных пациентов в мирное время, часто превышают те же трудности, возникающие при перемещении пациентов во время современной войны. Система взаимоотношений играет роль даже в ситуации самой простой перевозки пациента по страховому полису третьей стороны и другим договорным соглашениям (например, в ситуации с незастрахованным, иностранным пациентом и т. д.). Эти соглашения часто определяют, какая служба (государственная или частная) должна использоваться и в какую больницу пациент может быть передан. Другие переменные, которые должны учитываться, включают конфигурацию экипажа, режим транспортировки (показания к перевозке преимущественно наземным или авиационным транспортом, вертолетом или самолетом) и условия, которые могут вообще препятствовать транспортировке. Этот последний вопрос сливается с нюансами юридической ответственности медицинского персонала, которые являются уникальными для гражданской санитарной авиации, так как в военное время этот вопрос вообще не стоит. В данной статье будут приведены некоторые соображения для гражданских и военных врачей о различных видах гражданского воздушного транспорта и клинических показаниях для транспортировки, которые должны учитываться в мирное время.
При рассмотрении показаний к транспортировке санитарной авиацией (СА) следует учитывать два основных фактора: время и возможности лечения. Для большинства пациентов, таких как пациенты с множественной травмой, наиболее важное преимущество, которое СА может предоставить, — это сокращение времени, необходимого для транспортировки в специализированный травмоцентр. Однако для других пациентов важнейшим аспектом транспортировки является продолжение неотложной помощи во время полета. Когда пациент в кардиогенном шоке находится на внутриаортальном баллонном контрпульсаторе или аппарате ЭКМО, требования к медицинской экспертизе и тщательному управлению состоянием больного важнее скорости самой доставки. Выживание пациента является очевидным абсолютным приоритетом. Иногда, как представляется авторам, имеется слишком мало времени для подготовки пациента к безопасной транспортировке. Тем не менее эта предполетная подготовка может быть жизнеспасающей в сложных случаях, особенно в педиатрии и неонатологии.