Работы по автоматизации деятельности ССМП начались с 80-х гг. прошлого века. В то время диспетчеры и врачи ССМП принимали свои решения, руководствуясь алгоритмами, которые излагались на картах с двухрядной краевой перфорацией. Выездные карты бригад ССМП сдавались на вычислительный центр, в котором данные с них переносились на магнитную ленту и обрабатывались для составления списков вызовов, сводок и отчетов на ЭВМ [2]. Такой принцип работы приводил к частичной потере данных и, как следствие, к искажению результатов работы. Помимо этого, отсутствовала возможность получить оперативную сводку о работе с любого рабочего места в любой момент времени, что не позволяло в полной мере решать задачи управления ССМП.
Начиная с 90-х гг. XX века, в работе ССМП использовались различные автоматизированные системы [3–5]. Все эти системы позволяют получить данные о работе каждого врача, бригады, смены, подстанции и станции (отделения) СМП в целом за любой период времени, а также предоставляют возможность руководителям всех уровней и рангов оценить динамику показателей работы соответствующего подразделения и службы в целом, выявить причины нежелательных отклонений от нормативов. Таким образом, анализируемые системы [3–5] предусматривают лишь автоматизацию существующих функций работы ССМП по сбору, обработке и выдаче информации и не автоматизируют процесс формирования и принятия оптимальных решений в управлении этой службой.
Помимо автоматизации деятельности, были также проанализированы работы по совершенствованию системы управления ССМП. Так, например, в работе [6] предлагается переход от структурного к функциональному принципу управления, а также разработана трехуровневая система управления ССМП. В работе [8] рассматривается структура системы СМП, организационно и технически связанная как по «вертикали», т. е. в рамках всей страны, так и по «горизонтали» — в рамках субъекта РФ. Основной задачей «горизонтальной» интеграции является своевременное и качественное оказание медицинской помощи. «Вертикальная» организационная структура предназначена для управляемого развития служб медицинской помощи.