Дата поступления рукописи в редакцию: 11.07.2022.
Дата принятия рукописи в печать: 04.08.2022.
Сегодня контрафакт захватил абсолютно все товарные рынки и отрасли, а их ассортимент значительно варьируется: от товаров народного потребления до предметов роскоши. Рынок контрафактной продукции можно разделить на две категории: продовольственный и непродовольственный. При этом последний образует большой сегмент — 60 %, а продовольственный рынок — 40 % [12].
Цель исследования — определение структуры контрафактного рынка Российской Федерации в современных экономических и политических условиях.
Изучение проблемы контрафакта нашло свое отражение в работах многих авторов. Понятие и виды контрафакта изучаются И. Ю. Жилиной, И. С. Масловой, П. А. Пауловым, С. Н. Ревиной, А. В. Сальниковой и др.
Изучением вопросов противодействия контрафакту в Российской Федерации занимаются В. Г. Версан, Л. Г. Истомин, Л. Ю. Мелехова, П. А. Никоненко, С. В. Сенотрусова и др.
Вопросы правового регулирования борьбы с контрафактной продукцией изучены в работах Е. А. Костиловой, Ю. С. Ламановой, А. М. Муравьевой, А. М. Чумаковой и др.
Проблема контрафакта и способы борьбы с ней проанализированы в работах З. В. Котельниковой, С. А. Лагутько, М. Д. Ивановой и др.
Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, в том числе статистический, сравнительно–правовой метод, синтез, анализ, системный подход, логический метод.
Основными подделываемыми категориями товаров на российском рынке являются одежда и обувь люксовых брендов, брендовые кроссовки, детские товары, косметика и парфюмерия, автозапчасти и др.
В 2019–2021 гг. объем выявленного контрафакта одежды и обуви люксовых брендов составил 801 млрд руб., брендовых кроссовок — 212 млрд, детских товаров — 89 млрд руб. [10]. За три года объем исследуемых категорий в целом остался на одинаковом уровне. Это означает, что данные категории товаров подделываются чаще всего в РФ.