По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5 DOI:10.33920/vne-04-2209-03

Структура контрафактного рынка Российской Федерации в условиях санаций США и стран Запада

Илья Антонович Аксенов кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), 600000, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: il_aks@mail.ru, ORCID: 0000-00030541-327X

В наши дни контрафакт приобрел колоссальные масштабы не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире. Изо дня в день увеличивается рост правонарушений, связанных с производством и распространением контрафактных товаров. Крупные мировые бренды всерьез обеспокоены проблемой контрафактной продукции, так как от ее производства и продаж они несут не только финансовые, но и репутационные риски, которые способны привести к значительным проблемам в деятельности компаний. Распространение контрафакта наносит ущерб не только брендам, но и государству в виде недополученных доходов, потребителям, которые получают некачественные товары, часть из которых могут быть опасными для жизни и здоровья. Последние годы бренды ведут активную борьбу с контрафактной продукцией, взаимодействуя с государственными органами. В то же время, учитывая масштаб распространения контрафакта в мире, говорить о достаточной эффективности борьбы с ним в настоящее время не приходится. Рынок контрафакта сформировался в России несколько десятилетий назад. Объем российского рынка контрафактной продукции составляет более 2,5 трлн руб. в год. Изготовление и распространение контрафакта являются прибыльным незаконным бизнесом. Отсутствие затрат на рекламу, наличие стабильно высокого покупательского спроса, экономия на качестве сырья и материалов, используемых для производства контрафакта, делают его теневой рынок высокодоходным. В статье рассматривается структура контрафактного рынка Российской Федерации. Отражаются особенности формирования подобной структуры в современных условиях. Выявляются направления развития рынка контрафакта Российской Федерации.

Литература:

1. Агамагомедова, С. А., Самарин, А. В. Административно-правовая защита интеллектуальных прав: новое в таможенном законодательстве // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2016. — № 1 (17). — C. 32–37.

2. Бакулина, А. А., Раудсепп, Я. В. Контрафакт — связующее звено в экономической цепочке банкротств // Вестник Финансового университета. — 2016. — Т. 20. — № 1 (91). — С. 78–85.

3. Барсукова, С. Ю. Три составных части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы // Экономическая социология. — 2008. — Т. 9. — № 4. — С. 14–29.

4. Башлыкова, В. В. Факторы появления и распространения контрафактной продукции на рынке России // Мир политики и социологии. — 2019. — № 7. — С. 117–121.

5. Версан, В. Г. Контрафакт и фальсификация: как победим? // Стандарты и качество. — 2018. — № 2. — С. 64–69.

6. Карданов, В. А. Рассмотрение перспектив параллельного импорта // Вестник университета. — 2019. — № 7. — С. 113–117.

7. Кошкин, А. П., Давыдова, Ю. А., Евсеева, Т. Н. Разрешение конфликтов в сфере интеллектуальной собственности с использованием процедуры медиации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 2 (19).

8. Лютягин, Д. В., Забайкин, Ю. В., Новикова, С. А. Демпфирующий механизм в регулировании рынка нефтепродуктов в России // Булатовские чтения. — 2020. — Т. 7. — С. 239–245.

9. Маслова, И. С., Исаева, К. Н. Понятие контрафакта в российском законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. — 2018. — № 5. — С. 74–76.

10. Олейникова, Т. А. Изучение ценовых сегментов недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России // Региональный вестник. — 2020. — № 14 (53). — С. 56–57.

11. Саломатина, Е. В. Влияние акцизного налогообложения на рост нелегального рынка табачной продукции в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2019. — Т. 20. — № 3. — С. 655–666.

12. Скрыпник, Н. В. Работа по очищению рынка продолжается // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2022. — № 2. — С. 42–46.

13. Солодухина, О. И. Особенности деятельности таможенных органов России в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // Регион: системы, экономика, управление. — 2022. — № 1 (56). — С. 159–166.

14. Сорокин, А. М., Сорокин, М. А. Актуальные направления развития института единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т. 7. — № 4 (25). — С. 291–294.

15. Сурник, А. П., Юдина, С. Ю. Проблема ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2018. — № 3 (11). — С. 26–31.

1. Agamagomedova, S. A. Samarin, A. V. (2016). Administrativno-pravovaya zashchita intellektua΄nykh prav: novoye v tamozhennom zakonodatel΄stve [Administrative and legal protection of intellectual rights: new in customs legislation]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, systems, networks in economics, technology, nature and society]. No. 1 (17), pp. 32–37 (In Russian).

2. Bakulina, A. A., Raudsepp, Ya. V. (2016). Kontrafakt — svyazuyushcheye zveno v ekonomicheskoy tsepochke bankrotstv [Counterfeit as a link in the economic chain of bankruptcy]. Vestnik Finansovogo universiteta [Bulletin of the Financial University]. Vol. 20, No. 1(91), pp. 78–85 (In Russian).

3. Barsukova, S. Yu. (2008). Tri sostavnykh chasti kontrafakta: poddelki, seryy import iimitatory [Three components of counterfeit: fakes, gray imports and imitators]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology]. Vol. 9, No. 4, pp. 14–29 (In Russian).

4. Bashlykova, V. V. (2019). Faktory poyavleniya I rasprostraneniya kontrafaktnoy produktsii na rynke Rossii [Factors of emergence and distribution of counterfeit products in the Russian market]. Mir politiki i sotsiologii [World of Politics and Sociology]. No. 7, pp. 117–121 (In Russian).

5. Versan, V. G. (2018). Kontrafakt I falsifi katsiya: kak pobedim? [Counterfeit and falsification: how will we win?]. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. No. 2, pp. 64–69 (in Russian).

6. Kardanov, V. A. (2019). Rassmotreniye perspektiv parallel΄nogo importa [Consideration of the prospects of parallel imports]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. No. 7, pp. 113–117 (In Russian).

7. Koshkin, A. P., Davydova, Yu. A., Yevseyeva, T. N. (2019). Razresheniye konfliktov v sfere intellektual΄noy sobstvennosti s ispol΄zovaniyem protsedury mediatsii [Conflict resolution in the field of intellectual property using the mediation procedure]. TSITISE. No. 2 (19), pp. 9 (In Russian).

8. Lyutyagin, D. V., Zabaykin, Yu. V., Novikova, S. A. (2020). Dempfiruyushchiy mekhanizm v regulirovanii rynka nefteproduktov v Rossii [Damping mechanism in the regulation of the oil market in Russia]. Bulatovskiye chteniya [Bulatovskie readings]. Vol. 7, pp. 239–245 (In Russian).

9. Maslova, I. S., Isayeva, K. N. (2018). Ponyatiye kontrafakta v rossiyskom zakonodatel΄stve [The concept of counterfeit in Russian legislation]. Probely v rossiyskom zakonodatel΄stve [Gaps in Russian legislation]. No. 5, pp. 74–76 (In Russian).

10. Oleynikova, T. A. (2020). Izucheniye tsenovykh segmentov nedobrokachestvennykh, fal΄sifitsirovannykh i kontrafaktnykh lekarstvennykh preparatov na farmatsevticheskom rynke Rossii [The study of pricesegments of sub standard, falsified and counterfeitdrugsin the Russian pharmaceutical market]. Regionalniy vestnik [Regional Bulletin]. No. 14 (53), pp. 56–57 (In Russian).

11. Salomatina, Ye. V. (2019). Vliyaniye aktsiznogo nalogooblozheniya na rost nelegalnogo rynka tabachnoy produktsii v Rossiyskoy Federatsii [The impact of excise taxation on the growth of the illegal market of tobacco products in the Russian Federation]. Rossiyskoye predprinimatelstvo [Russian entrepreneurship]. Vol. 20, No. 3, pp. 655–666 (In Russian).

12. Skrypnik, N. V. (2022). Rabota po ochishcheniyu rynka prodolzhayetsya [Work to clear the market continues]. Tamozhennoye regulirovaniye. Tamozhenniy control [Customs regulation. Customs control]. No. 2, pp. 42–46 (In Russian).

13. Solodukhina, O. I. (2022). Osobennosti deyatel΄nosti tamozhennykh organov Rossii v sfere zashchity prav na ob΄yekty intellektual΄noy sobstvennost [Peculiarities of the activities of the customs authorities of Russia in the field of protection of rights to objects of intellectual property]. Region: sistemy, ekonomika, upravleniye [Region: systems, economics, management]. No. 1 (56), pp. 159–166 (In Russian).

14. Sorokin, A. M., Sorokin, M. A. (2018). Aktual΄nyye napravleniya razvitiya instituta yedinogo tamozhennogo reyestra ob΄yektov intellektual΄noy sobstvennosti Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Actual directions of development of the institute of the unified customs register of objects of intellectual property of the Eurasian Economic Union]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika iupravleniye [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. Vol. 7, No. 4 (25), pp. 291–294 (In Russian).

15. Surnik, A. P., Yudina, S. Yu. (2018). Problema vvoza kontrafaktnoy produktsii na territoriyu Rossiyskoy Federatsii [The problem of importing counterfeit products into the territory of the Russian Federation]. Menedzhment sotsial΄nykh i ekonomicheskikh system [Management of social and economic systems]. No. 3 (11), pp. 26–31 (In Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 11.07.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 04.08.2022.

Сегодня контрафакт захватил абсолютно все товарные рынки и отрасли, а их ассортимент значительно варьируется: от товаров народного потребления до предметов роскоши. Рынок контрафактной продукции можно разделить на две категории: продовольственный и непродовольственный. При этом последний образует большой сегмент — 60 %, а продовольственный рынок — 40 % [12].

Цель исследования — определение структуры контрафактного рынка Российской Федерации в современных экономических и политических условиях.

Изучение проблемы контрафакта нашло свое отражение в работах многих авторов. Понятие и виды контрафакта изучаются И. Ю. Жилиной, И. С. Масловой, П. А. Пауловым, С. Н. Ревиной, А. В. Сальниковой и др.

Изучением вопросов противодействия контрафакту в Российской Федерации занимаются В. Г. Версан, Л. Г. Истомин, Л. Ю. Мелехова, П. А. Никоненко, С. В. Сенотрусова и др.

Вопросы правового регулирования борьбы с контрафактной продукцией изучены в работах Е. А. Костиловой, Ю. С. Ламановой, А. М. Муравьевой, А. М. Чумаковой и др.

Проблема контрафакта и способы борьбы с ней проанализированы в работах З. В. Котельниковой, С. А. Лагутько, М. Д. Ивановой и др.

Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, в том числе статистический, сравнительно–правовой метод, синтез, анализ, системный подход, логический метод.

Основными подделываемыми категориями товаров на российском рынке являются одежда и обувь люксовых брендов, брендовые кроссовки, детские товары, косметика и парфюмерия, автозапчасти и др.

В 2019–2021 гг. объем выявленного контрафакта одежды и обуви люксовых брендов составил 801 млрд руб., брендовых кроссовок — 212 млрд, детских товаров — 89 млрд руб. [10]. За три года объем исследуемых категорий в целом остался на одинаковом уровне. Это означает, что данные категории товаров подделываются чаще всего в РФ.

Для Цитирования:
Илья Антонович Аксенов, Структура контрафактного рынка Российской Федерации в условиях санаций США и стран Запада. Международная экономика. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: