Острый аппендицит (ОА) занимает одну из лидирующих позиций по частоте встречаемости среди острых хирургических заболеваний органов брюшной полости. Частота встречаемости ОА в США и странах Европы достигает 7–12 % [1–3]. В России заболеваемость ОА достигает 5 случаев на 1000 человек населения в год [4, 5]. Аппендэктомия является самой частой операцией среди всех экстренных хирургических вмешательств на органах брюшной полости. Так, на 2017 г. количество зарегистрированных оперативных вмешательств по поводу ОА в России — 174 459 случаев, что составляет более 44 % от всех экстренных оперативных вмешательств на органах брюшной полости. Летальность при ОА в среднем около 0,13 % [6]. Однако при деструктивных формах ОА летальность достигает 3 % [7]. Одной из причин этого является высокий процент диагностических ошибок — до 12–31 % [8]. Поздняя диагностика зачастую происходит вследствие нетипичного течения ОА. Одним из примеров нетипичного течения ОА является преобладание в клинической картине диспептических явлений, в частности тошноты, рвоты, нарушения стула в виде учащения и изменения консистенции вплоть до жидкого. Всё это может заставить думать об острых кишечных инфекциях (ОКИ). В связи с этим все силы могут быть направлены именно на лечение ОКИ, тогда как у пациента продолжает прогрессировать ОА. Помимо этого, ОА может развиться на фоне инфекционных заболеваний — как осложнение ОКИ, а также на фоне иммунодефицита при таких инфекционных заболеваниях, как вирусный гепатит, грипп, ВИЧ-инфекция [9, 10].
Цель настоящего исследования — изучить структуру и клинические особенности пациентов с острым аппендицитом, находящихся на лечении в инфекционном стационаре.
Произведена обработка медицинских карт 148 больных, проходивших лечение в хирургических отделениях клинической инфекционной больницы № 30 им. С. П. Боткина Санкт-Петербурга (КИБ), а также в хирургическом отделении общего профиля больницы Петра Великого Санкт-Петербурга в период с 2013 по 2017 г. Пациенты распределены на три группы. В первую (основную) группу вошли 55 больных, у которых ОА развился на фоне инфекционных заболеваний. Вторая (маскированная) группа включала 49 пациентов с ОА. Данные больные имели, как правило, признаки острых кишечных инфекций (ОКИ) при поступлении в инфекционный стационар, но по результатам диагностики инфекционное заболевание у них было исключено. Третья группа (сравнения) состояла из 44 пациентов с ОА, проходивших лечение в хирургическом отделении общего профиля. Окончательный диагноз ОА подтверждался результатами патогистологического исследования червеобразного отростка. Диагноз инфекционного заболевания подтверждался с помощью посева кала на питательные среды, а также с применением полимеразной цепной реакции (ПЦР) и иммуноферментного анализа (ИФА) кала.