По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Структура факторов, определяющих эффективность образовательной среды филиалов вузов России

А.Э. Болотин д-р пед. наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
И.В. Лаухина канд. пед. наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Алексеевский филиал
А.В. Белозерских канд. пед. наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Алексеевский филиал
Е.М. Николаева канд. пед. наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Алексеевский филиал

В ходе исследований установлено, что основными факторами, определяющими высокую эффективность образовательной среды филиалов вузов России, являются: наличие у выпускников филиала вуза знаний, умений и навыков для эффективной профессиональной деятельности. Необходимы: особая привлекательность образовательной среды в филиале вуза по сравнению с другими вузами региона для абитуриентов, а также активная позиция филиала вуза в вопросах повышения научного и педагогического потенциала преподавательского состава. Важными факторами являются: наличие высокого качества образования, не уступающего головному вузу; создание условий в филиале вуза для развития профессионально важных качеств у студентов; наличие Программы по подготовке специалистов в соответствии с потребностями рынка труда и особенностями региона; высокая мотивация абитуриентов к поступлению в филиалы вузов и учебе в своем регионе, а также наличие льгот за оказываемые образовательные услуги по сравнению с другими вузами.

Литература:

1. Болотин А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / Болотин А.Э., Сивак А.Н. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 5 (99). – С. 16–21.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / Болотин А.Э., Щеголев В.А., Бакаев В.В. // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2014. – № 7. – С.16–20.

3. Болотин А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / Болотин А.Э., Стрельникова Н.Л. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3 (109). – С. 35–39.

4. Болотин А.Э. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / Болотин А.Э., Караван А.В. // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2015. – № 9 – С.15–19.

5. Кряж А.В. Технология управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2007. – № 3 (29). – С. 83–89.

6. Лаухина И.В. Требования, предъявляемые к образовательной среде филиалов вузов России / Белозерских А.В., Николаева Е.М. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 124-127.

В настоящее время образовательная среда филиалов вуза должна быть конкурентно способной относительно головных вузов и обеспечивать широкие возможности для оказания образовательных услуг. Исходя из этого, возможности образовательной среды филиалов вуза должны обеспечивать высокое качество подготовки специалистов с учетом особенностей рынка труда региона. [5, 6].

В соответствии с этим образовательная среда филиала вуза представляет собой систему, в которой происходит обучение студентов. В этой системе осуществляется взаимодействие студентов и преподавателей, а также управление образованием [1–6]. В качестве базового в данной системе используется понятие совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Поэтому основными параметрами образовательной среды в филиалах вуза являются: ресурсный потенциал и ее структурное построение, которые должны обеспечивать высокое качество образования [1–6].

Проведенный анализ психологопедагогической литературы свидетельствует, что образовательная среда филиалов вуза должна быть конкурентно способной относительно головных вузов и обеспечивать широкие возможности для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Иными словами она должна создавать условия для саморазвития не только учащихся, но и педагогов филиалов вуза. [1–5]. Исходя из этого, возможности образовательной среды филиалов вуза предполагают активную роль самой личности в освоении ее развивающих ресурсов.

В соответствии с данным подходом к предназначению образовательной среды строится и ее структура. Структура образовательной среды в филиалах вузов России включает:

• субъекты и объекты образовательного процесса вуза;

• социальный компонент образовательного процесса;

• пространственно-предметный компонент вуза (здание и помещения для занятий студентов и вспомогательных служб, спортивные объекты. прилегающая территория и т.п.);

• дидактический компонент (содержание, средства, формы и методы обучения, обусловленные целями образовательного процесса в вузе).

Для Цитирования:
А.Э. Болотин, И.В. Лаухина, А.В. Белозерских, Е.М. Николаева, Структура факторов, определяющих эффективность образовательной среды филиалов вузов России. Юрист ВУЗа. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: