По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Структура экономической основы местного самоуправления

Сергей Владимирович Орлов кандидат экономических наук, налоговый консультант, г. Пермь

В статье рассматривается экономическая основа местного самоуправления, обозначенная в новом федеральном законе. Элементами системы считаются: во-первых, местное имущество, то есть такие объекты, которые нужны для обеспечения жизнедеятельности граждан, исполнения возложенных на ОМСУ полномочий; во-вторых, местные бюджеты — в законодательстве определен порядок финансирования ОМСУ, установлена обязательность публикации данных о принятом бюджете, осуществляется полноценный контроль за налоговыми и иными поступлениями; в-третьих, средства самообложения граждан — это добровольные платежи жителей, которые необходимы для решения определенных (локальных) проблем; средства самообложения граждан вводятся по референдуму или сходу. Следует учитывать, что финансирование инициативных проектов в РФ производится за счет местного бюджета, а также добровольных взносов со стороны граждан, межбюджетных трансфертов и имущественного, трудового участия граждан. Субвенции и межбюджетные трансферты предусматриваются и предоставляются на основе Бюджетного кодекса РФ.

Обновленный федеральный закон, регламентирующий формат функционирования местного самоуправления, закладывает, что экономическая основа его — это:

• имущество, которое находится в соответствующей собственности;

• имущественные права муниципальных образований;

• средства местных бюджетов.

Рассмотрим каждый из этих пунктов отдельно.

Муниципальное имущество

Предусматривается, что в собственности муниципальных образований находится:

• имущество, которое необходимо для решения вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения;

• имущество для исполнения отдельных переданных государственных полномочий;

• имущество, которое нужно для обеспечения деятельности органов и должностных лиц;

• имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, которые не относятся исключительно к полномочиям подобных органов, но касаются обеспечения жизнедеятельности населения;

• имущество, которое нужно для осуществления не переданных госполномочий.

Формат использования муниципального имущества стандартный: как указывает законодатель, органы местного самоуправления (далее — ОМСУ) могут приобретать подобные объекты, передавать их во временное владение/пользование физическим и юридическим лицам, органам публичной власти (включая ОМСУ иных муниципальных образований), отчуждать его, совершать и иные сделки в соответствии с законом.

Муниципальные образования могут создавать соответствующие предприятия и учреждения, включая межмуниципальные. Функции и полномочия учредителя возлагаются на уполномоченный орган местного самоуправления.

Законодатель особо подчеркивает:

• ОМСУ субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений, обеспечивая исполнение обязательств;

• ОМСУ ведут реестры имущества;

• ОМСУ могут передавать бесплатно объекты электросетевого хозяйства системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации.

Для Цитирования:
Сергей Владимирович Орлов, Структура экономической основы местного самоуправления. Глава местной администрации. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: