По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Строительство в Российской Федерации: социально-экономический анализ

Российское строительство уже несколько лет находится в кризисе. Как свидетельствует Росстат и Министерство экономического развития РФ, с 2014 года строительные компании показали чистый убыток в размере 120 миллиардов рублей. Рентабельность в строительной сфере не превышает 3-5 процентов. Все это означает, что существующая система строительства не выгодна для большинства субъектов. Ситуация усугубляется различной методологией подсчета смет для разных видов строительно-монтажных работ: Минстрой РФ намеревается в ближайшие годы изменить систему подсчета. В результате подрядчик получает многочисленные убытки и риски, тогда как заказчик приобретает только выгоды (банковскую гарантию, возможность применения штрафных санкций в отношении подрядчика в случае нарушения им договорных требований). Указанные дисбалансы устраняются путем внесения в профильные законы соответствующих изменений.

Ситуация в строительном секторе российской экономики на данный момент находится в кризисе. Росстат в своем отчете по строительству в РФ в 2018 году фиксирует убыток по строительным организациям за период 2014-2018 годы в размере 120 миллиардов рублей. Уровень общей рентабельности в сфере строительства — около 3-5 процентов, что меньше в 2 раза показателя по экономике. В это же время средняя заработная плата субъектов, занятых в сфере строительства, составляет около 34,5 тысяч рублей, что в 2,5 раза ниже зарплаты работников сферы финансовой и страховой деятельности.

Как мы видим, ситуация в строительном секторе остается тяжелой:

• рентабельность ниже среднерыночной;

• зарплата ниже среднероссийской;

• условия работы специалистов хуже, чем в других секторах экономики.

Предварительный вывод: сейчас строительство имеет низкую инвестиционную привлекательность, так как уровень получаемых доходов от возведенных зданий в 3 раза ниже показателей по всей экономике.

Деньги, затраченные на строительно-монтажные работы, вычисляются по следующей формуле: затраты на материалы, привлечение механизмов и дополнительных машин, заработная плата работникам, накладные расходы, накопления, производящиеся по требованию руководства.

Существует два основных вида ценообразования:

• рыночное — базируется на соотношении спроса и предложения;

• централизованное — основывается на установлении цен со стороны государственных органов.

Позитивные аспекты рыночного ценообразования:

цена формируется на основе доходности;

• при сопоставлении цены учитывается риск.

Негативные стороны рыночного ценообразования:

• ценаможет быть необоснованнорасширена за счет дополнительных трат;

• в итоговую стоимость объекта включаются коррупциогенные риски.

Позитивные стороны централизованного ценообразования:

• государство диктует стоимость проводимых работ на основе своих сметных документов;

• государство контролирует качество проводимых работ.

Для Цитирования:
Елена Павловна Иванова, Ирина Сергеевна Данилец, Строительство в Российской Федерации: социально-экономический анализ. Нормирование и оплата труда в строительстве. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: