Президентом РФ было дано поручение Правительству до 1 июля 2014 года регламентировать расходы на страхование СМР в зависимости от сложности и сроков строительства объекта. Однако поручение было перевыполнено — расходы на страхование приказом Минстроя РФ № 294/пр от 16 июня 2014 года исключены из сводных сметных расчетов. Что это означает? Останется ли все строительство России без страхования?
До 1996 года все риски за возможные аварии по государственным стройкам лежали только на бюджете страны. В 1996 году была принята поправка в Гражданский кодекс, согласно которой риск случайной гибели или повреждения объекта строительства до его приемки несет подрядчик. После этого подрядчики стали требовать включения расходов на страхование в сметы. В итоге до 1% от сметы можно было закладывать на страхование. На практике это означало, что подрядчик страховал строительно-монтажные риски (СМР), а затем средства, затраченные на страховку, ему компенсировались заказчиком строительства. Ни одна крупная стройка последних лет не обходилась без полиса.
Приказ Минстроя вновь возвращает строительный рынок назад в 1990-е годы. В итоге все риски строительства, которое идет для государственных нужд, лягут на государство. Мировой опыт говорит о том, что ни одно крупное строительство не обходится без страхования. Да, в Европе подрядчики за свой счет приобретают полис, однако это является обязательным требованием, там сложилась культура, строители понимают важность и необходимость страхования. В нашей стране страховая культура только развивается — все, что необязательно, воспринимается как не нужное.
Существует ошибочное мнение, что исключение расходов на страхование из сводных сметных расчетов позволит сэкономить бюджетные средства. Однако экономия будет только на бумаге, так как по факту — практически все проекты выставляются на торги, в результате которых подрядчик выигрывает со снижением цены на 10–20%. Соответственно экономию в 1% на страховании никто не увидит.