Деятельность специалистов службы скорой медицинской помощи всегда требовала от врачей, фельдшеров, медицинских сестер определенной стрессоустойчивости, что является в том числе одной из причин профессионального выгорания и оттока кадров [1–3]. Примером наиболее сложной с этических позиций ситуации является работа врачей скорой помощи в составе донорских бригад [4–6]. Современная эпидемиологическая ситуация, кардинальные изменения в условиях и образе жизни россиян, временные изменения в порядке оказания плановой медицинской помощи способствовали увеличению числа пациентов скорой медицинской помощи, пребывающих в состоянии стресса. Понимание психологического статуса пациента во многом может способствовать достижению контакта с ним у медицинских работников. В связи с вышеизложенным нами был проведен анализ литературных источников с целью обобщения основных механизмов и стадий развития стрессовой реакции.
Как показали результаты исследования, анализ психологических последствий пребывания человека в травматической ситуации является актуальной темой научных работ, и число подобных исследований достаточно велико. Авторами был предложен ряд теоретических моделей, объясняющих причины и механизм развития стрессовых расстройств у человека. В середине ХХ в. Р. Лазарус предположил, что к развитию стрессовой реакции приводят ситуации, в которых человек субъективно оценивает свои ресурсы как недостаточные для преодоления возникших угрожающих обстоятельств [7]. Теории Г. Н. Кассиля и Е. И. Николаевой основаны на биохимических процессах в организме человека [8, 9]. Б. Грин и соавт. предложили многофакторную модель реагирования человека на стрессовое воздействие, объединяющую значение факторов социальной поддержки, стигматизации, демографической ситуации, культурных особенностей и наличие дополнительных стрессоров [10]. В. А. Ганзен рассмотрел психическое состояние как многоуровневую структуру и выделил:
• физиологический уровень, включающий нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций;