Стратегия управления — это концепция выживания в конкретных условиях. Она дает более или менее конкретное представление о том, каким должно быть предприятие в обозримом и более отдаленном будущем: в каком окружении ему предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения внутри себя предстоит осуществить.
Стратегическое управление — это тип управленческой деятельности, при котором реализация перспективных целей предприятия (компании) происходит через осуществление изменений в организации этой деятельности. Стратегическое управление связано с постановкой целей и задач и выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие предприятия с его окружением.
В то же время стратегическое управление — это область научных знаний, изучающая приемы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Стратегическое управление должно соответствовать внутренним возможностям предприятия и быть направленным на реализацию поставленных перед ним целей и задач, которые позволяют ему оставаться восприимчивым к требованиям внешней среды.
Эффективность системы стратегического управления определяется тем, насколько эта система:
• обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
• облегчает принятие стратегических решений на основе использования общепринятых понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
• обеспечивает координацию и коммуникации как по горизонтали, так и по вертикали;
• способствует проведению необходимых организационно-технические изменений;
• дает возможность предвидеть тенденции развития предприятия;
• способствует осуществлению стратегического выбора и его реализации.
Проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины. Известно, например, сколько усилий французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления Анри Файоль (1841–1925), как и американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) затратили при разработке теории эффективного управления (менеджмента) и формулирования принципов и правил результативного управления. Однако надо признать, что решение этой проблемы состояло и по-прежнему состоит в расширении исследований в сфере управления и совершенствовании методологии и техники исполнения мер, намеченных по результатам этих исследований. На этой основе возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей в процессе труда (школа человеческих отношений, психологическая школа и др.), совершенствовании организационных структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной культуре, совершенствовании коммуникаций [1].