По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Стратегия развития воспитания и нерешенные вопросы теории воспитания

Луков Валерий Андреевич директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: v-lukov@list.ru

Показано, что в системе образования России в последние годы уделяется значительное внимание проблеме воспитания. Это нашло отражение в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В статье рассматриваются традиции педагогической школы в России. Показано, что отечественная педагогика всегда была направлена на целостное и всестороннее развитие личности, значительное внимание уделялось гражданским качествам. Автор показывает продуктивность тезаурусного подхода к проблеме воспитания.

Литература:

1. Анохин, П.К. Кибернетика функциональных систем: Избр. труды. — Москва, 1998.

2. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды. — Москва, 1978.

3. Волосовец, Т.В. Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: http:// orkce.apkpro.ru/doc/konf/pwrpnt5_cnf_jn15.pdf (дата обращения: 13.10.2019).

4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — Москва, 1989. — С. 221–237.

5. Зимняя, И.А. Общая стратегия воспитания в российской системе XXI века: возможность и реальность // Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Москва, 2001.

6. Ильинский, И.М. Собрание сочинений: в 5 т. — Т. 2. Молодежь. Молодежная политика. Молодежная организация. — Москва: Терра, 2016. — 672 с.

7. Ильинский, И.М. Философия и социология воспитания / И.М. Ильинский. Собрание сочинений: в 5 т. — Т. 1. — Москва: Терра, 2016. — 672 с. — С. 579–664.

8. Исаев, Е.И., Слободчиков, В.И. Введение в антропологию образования. — Биробиджан, 2012.

9. Калацкая, Н.Н. Современные методы и технологии воспитания. — Казань, 2014.

10. Ковалева, А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: дис. д-ра социол. наук. — Москва, 1997.

11. Ковалева, А.И. Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 3. — С. 348–353.

12. Ковалева, А.И., Богданова, В.В. Траектория социализации. — Москва, 2012.

13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069&fld=134&dst =100789,0&rnd=0.03218037130591034#08313609894404623 (дата обращения: 13.10.2019).

14. Королькова, И.В. Взаимодействие государственной системы образования и Русской православной церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: дис. канд. пед. наук. — Москва, 2012.

15. Ламажаа, Ч.К. Тувиноведение: новые горизонты. — Москва: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 184 с.

16. Луков, Вал.А. Проблемы понимания и воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2017. — № 3. — С. 31–47. — DOI: 10.17805/zpu.2017.3.3.

17. Луков, Вал.А., Луков, Вл.А. Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «воспитание» // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 4. — С. 39–52.

18. Луков, Вал.А., Луков, Вл.А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — № 1. — С. 18–35.

19. Луков, Вал.А., Луков, Вл.А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира: науч. монография. — Москва: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. — 640 с.

20. Луков, Вл.А., Луков, В.А, Ковалева, А.И. Уроки Макаренко. — Москва, 2006.

21. Миронова, Т.Н. Общая характеристика концепций воспитания // Вестник Кемеровского гос. университета. — 2010. — № 1. — С. 236–242.

22. Молодченко, Ю.С. О мерах по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://special.donland.ru/doklad/O-merakh-po-ispolneniyu-UkazaPrezidenta-Rossijjskojj-Federacii-ot-07052018--204-O-nacionalnykh-celyakh-istrategicheskikh-zadachakh-razviti?pageid=-1&mid=130587&itemId=409 (дата обращения: 13.10.2019).

23. Мудрик, А.А. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — Москва, 1990, 1997.

24. Мудрик, А.В. Социализация человека. — 3-е изд., перераб. и расшир. — Москва — Воронеж, 2011.

25. Новиков, А.М. Основания педагогики. — Москва: Эгвес, 2010. — 208 с.

26. Нуйкин, А. Страсти по Макаренко // Народное образование. — 2002. — № 5. — С. 157–160.

27. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 [Электронный ресурс] (дата обращения: 13.10.2019).

28. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 13.10.2019).

29. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента РФ от 29.10.2015 № 536 [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201510290016 (дата обращения: 12.10.2019).

30. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 12.03.2016 № 423-р [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/420342454 (дата обращения: 13.10.2019).

31. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/fi les/ ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 13.10.2019).

32. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52. Ст. 5622.

33. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2010 № 1617-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 44. Ст. 5701.

34. Сенченков, Н.П. Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой половины ХХ века: дис. д-ра пед. наук. — Москва, 2006.

35. Ситаров, В.А. Концепты воспитания: доступность понимания ключевого понятия и стереотипность его оценивания // Знание. Понимание. Умение. — 2016. — № 3. — С. 32–39. — DOI: 10.17805/zpu.2016.3.2.

36. Соколов, Р.В., Соколова, Н.В. Православная педагогическая культура А.С. Макаренко: судьба подвижника и его педагогического опыта. — Москва, 2009.

37. Социальная инфраструктура как ресурс организации внеурочной деятельности учащихся: МАОУ «СОШ № 29 г. Липецка» «Университетская»: методическое пособие. — Москва, 2016.

38. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. — Москва, 2015.

39. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/fi les/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ 0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 13.10.2019).

40. Судаков, К.В. Избранные труды: в 2 т. — Т. 1. Развитие теории функциональных систем. — Москва, 2007.

41. Титова, Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А.В. Запорожца: дис. канд. пед. наук. — Смоленск, 2001.

42. Astone, N.M., McLanahan, S.S. Family structure, parental practices, and high school completion // Amer. Sociol. Rev. — 1991. — № 56. — P. 309–320.

43. Baumrind, D. Parenting styles and adolescent development // R. Lerner, A.C. Peterson and J. Brooks-Gunn (eds.). The Encyclopedia of Adolescence. — New York: Garland, 1991. — 2 vol. XXVI. — 1222 p. — P. 746–758.

44. Brooks, J.B. The Process of Parenting: Ninth Edition. — McGraw-Hill Higher Education, 2012. — 536 p.

45. Brooks, J.B. The Process of Parenting. 9th Edition. — McGraw-Hill Higher Education, 2012.

46. Carter, Ch. 10 Conversation Starters for Talking to Teens About Sex [online]. — URL: https://health.usnews.com/wellness/for-parents/articles/2017-03-24/10-conversation-starters-for-talking-to-teens-about-sex (access date: 14.10.2019).

47. Clark, R.M. Homework-focused parenting practices that positively aff ect student achievement // N.F. Chavkin (ed.). Families and Schools in a Pluralistic Society. — Albany: State University of New York Press, 1993. — 288 p. — P. 85–105.

48. Economic News Release [online]. — URL: https://www.bls.gov/news.release/ atus.nr0.htm (access date: 14.10.2019).

49. Yasnitsky, A., Van der Veer, R. (eds.) Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. — London & New York, 2016.

50. Mills, S. «An Instruction in Good Citizenship»: Scouting and the Historical Geographies of Citizenship Education // Transactions of the Institute of British Geographers. — 2013. — № 38 (1). — P. 120–134.

51. Rowiński, G. (red.) Zadania i rola stowarzyszeń młodzieżowych w promowaniu sił zbrojnych i obronności państwa. — Warszawa, 2002.

52. Scouting: An Educational System. — World Organization of the Scout Movement, 1998.

53. Sowiński, A.J. Samowychowanie w interpretacji pedagogicznej. — Szczecin, 2006.

54. Sowiński, A.J. Szkice do teorii wychowania kreatywnego. — Kraków, 2013.

55. Spera, Ch. A Review of the Relationship among Parenting Practices, Parenting Styles, and Adolescent School Achievement // Educational Psychology Review. — 2005. — Vol. 17. — № 2. — P. 125–146.

56. Sudakov, K.V., Glazachev, O.S. Functional Systems Theory Development in Anokhin’s Scientifi c School: Applied Aspects for Health Diagnostics and Health Recreation // Science without Borders. Transactions of the International Academy of Science H&E / Ed. Y.T. Lee etc. — Innsbruck, 2006. — Vol. 2. — P. 42–59.

57. Understanding the areas of personal growth and the Scout method. — Scouts Australia, 2011.

В мае 2015 года была принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [39]. За полгода до этого были совершенно переработаны Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [31], где, в отличие от действовавшего до этого с 2006 года документа, каким была Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, вся конструкция строилась на идее воспитания молодежи (соответственно, распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р, которым утверждалась эта Стратегия [32], было признано утратившим силу). Если в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (она была утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [13]) в разделе «Молодежная политика» воспитание встречалось только в сочетаниях «военно-патриотическое воспитание» и «воспитание толерантности», то дальнейшие действия означали, что государство поворачивается лицом к воспитательной теме. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников”» [29], в декабре того же года была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [27]. В марте 2016 года Правительство Российской Федерации приняло распоряжение № 423-р, которым утверждался план мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [30]. Значение воспитания подрастающих поколений стало рассматриваться как важная государственная задача, что вновь было подтверждено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2016), выступлениях президента в 2017 году (встреча В.В. Путина с классными руководителями выпускных классов школ 21 июня 2017 года и др.).

Но к 2019 году воспитательный всплеск в руководящих органах почти сошел на нет, во всяком случае, он значительно менее заметен. Показательно, что в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано, что Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования надо исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить среди других целей и целевых показателей «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» и, соответственно, решить задачу внедрения «на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области “Технология”» [28]. И это все о воспитании среди около 150 целей и задач, поставленных в связи с развитием России.

Для Цитирования:
Луков Валерий Андреевич, Стратегия развития воспитания и нерешенные вопросы теории воспитания. Ученый совет. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: