В последние 10 лет много говорилось о важности цифровых навыков в мире будущего, об умении учиться всю жизнь как главном качестве работника, о том, как работодатели все больше начинают ценить «мягкие» навыки сотрудников [1, 5, 7, 13]. Но мало кто мог представить, что будущее в буквальном смысле наступит прямо сейчас.
Из-за введения карантина во многих странах по всему миру и экономического кризиса организации вынуждены трансформироваться в кратчайшие сроки, в том числе перестраиваться на удаленную работу и осваивать для этого новые цифровые инструменты. Даже обычно консервативные сферы — здравоохранение и образование — срочно осваивают телемедицину и дистанционное обучение [4, 6, 8, 10].
Все это дает серьезный повод еще раз задуматься об ответах на вопросы:
1. Какие навыки необходимы каждому в VUCA-мире?
2. Какие навыки необходимы, чтобы выстроить эффективную работу в диверсифицированных командах?
3. Каким должен быть лидер, чтобы вести команду в условиях сложно прогнозируемого развития событий?
4. Как грамотно встроить развитие универсальных навыков в программу обучения и профессиональную деятельность?
Какими навыками снабдить сотрудников в эпоху цифровизации, автоматизации и непредсказуемых перемен? Какая модель компетенций может стать путеводной звездой? Такими вопросами задавалась Ashoka совместно с McKinsey & Company, работая над докладом The Skilling Challenge [3, 11, 12]
Основная мысль экспертов Ashoka вертится вокруг привлекательной идеи о том, что прорывное развитие цифровых технологий не приведет к цифровизации всей экономики. Напротив, обретут дополнительную ценность особые человеческие качества, ввиду того что их невозможно автоматизировать.
Еще одна предпосылка в пользу постепенного возрастания важности некого спектра человеческих навыков — особые условия современной экономики. Она весьма требовательна и к бизнесу, и к обществу, и к отдельному человеку, даже если исключить факторы кризиса или форсмажора. Новой нормой стали высокие ожидания от индивидуальной эффективности и результатов, которых достигает компания, а стремительный темп изменений не дает возможности предсказать, какие знания, навыки и инструменты пригодятся даже в обозримом будущем [2, 9].