По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.4

Стратегия развития универсальных навыков: с вуза и на всю жизнь

Б.Ш. Собиров ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство экспертных организаций, комиссий и советов, занимающихся стратегическими вопросами трансформации образовательной сферы, сходятся во мнении, что новому цифровому миру нужны не только цифровые навыки, а более широкий спектр компетенций. Нарастает необходимость совершить поворот от специализированности к универсальности, от практических навыков к фундаментальным. Но, приступая к перечислению и описанию этих возможных навыков, даже самые солидные институции сталкиваются с серьезной проблемой — с многообразием возможных терминов для таких компетенций. Представлена модель универсальных навыков Skills 4.0, что позволит увидеть объемную картину влияния универсальных навыков на нашу жизнь, а сформированная стратегия развития универсальных навыков будет полезна и для образовательных учреждений, и для работодателей при обучении персонала.

Литература:

1. Микрообучение — особенности, преимущества и недостатки», 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// edu-russian.ru/mikroobuchenie-osobennosti-preimushchestva-i-nedostatki.html.

2. Фаликман М. В. Психология образовательных процессов», 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// postnauka.ru/courses/54141.

3. Ширинкина Е.В. VR-технологии и их влияние на академическую успеваемость // Научные исследования и разработки. Экономика. 2020. — Т. 8. — № 3.

4. Ширинкина Е.В. Оценка эффективности использования образовательного капитала как доминирующего элемента человеческого капитала в экономике знаний // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 4-2 (81-2).

5. Ширинкина Е.В. Платформы обучения в условиях цифровой трансформации // Надежность и качество сложных систем. — 2020. — № 1 (29).

6. Ширинкина Е.В. Управление человеческим капиталом в цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т. 7. — № 2.

7. Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. — 2019. — Том 6. — № 1.

8. Ширинкина Е.В. Цифровые кадры как новый показатель качества человеческого капитала // Современная научная мысль. — 2018. — № 4.

9. Ширинкина Е.В., Муллобоев А.Р. Тенденции и прогноз развития онлайн-образования // Научные исследования и разработки. Экономика. — 2020. — Т. 8. — № 3.

10. K Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V., Strih N.I. Evaluation of Digital Development of Human Capital of Enterprises // 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298.

12. McKinsey. How social tools can reshape the organization, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. mckinsey.com/business-functions/digitalmckinsey/our-insights/howsocialtools-canreshape-the-organization.

13. Shirinkina E., Kodintsev A. Multiparameter infl uence of factors on the return of human capital // Espacios. — 2019. — 40(14).

В последние 10 лет много говорилось о важности цифровых навыков в мире будущего, об умении учиться всю жизнь как главном качестве работника, о том, как работодатели все больше начинают ценить «мягкие» навыки сотрудников [1, 5, 7, 13]. Но мало кто мог представить, что будущее в буквальном смысле наступит прямо сейчас.

Из-за введения карантина во многих странах по всему миру и экономического кризиса организации вынуждены трансформироваться в кратчайшие сроки, в том числе перестраиваться на удаленную работу и осваивать для этого новые цифровые инструменты. Даже обычно консервативные сферы — здравоохранение и образование — срочно осваивают телемедицину и дистанционное обучение [4, 6, 8, 10].

Все это дает серьезный повод еще раз задуматься об ответах на вопросы:

1. Какие навыки необходимы каждому в VUCA-мире?

2. Какие навыки необходимы, чтобы выстроить эффективную работу в диверсифицированных командах?

3. Каким должен быть лидер, чтобы вести команду в условиях сложно прогнозируемого развития событий?

4. Как грамотно встроить развитие универсальных навыков в программу обучения и профессиональную деятельность?

Какими навыками снабдить сотрудников в эпоху цифровизации, автоматизации и непредсказуемых перемен? Какая модель компетенций может стать путеводной звездой? Такими вопросами задавалась Ashoka совместно с McKinsey & Company, работая над докладом The Skilling Challenge [3, 11, 12]

Основная мысль экспертов Ashoka вертится вокруг привлекательной идеи о том, что прорывное развитие цифровых технологий не приведет к цифровизации всей экономики. Напротив, обретут дополнительную ценность особые человеческие качества, ввиду того что их невозможно автоматизировать.

Еще одна предпосылка в пользу постепенного возрастания важности некого спектра человеческих навыков — особые условия современной экономики. Она весьма требовательна и к бизнесу, и к обществу, и к отдельному человеку, даже если исключить факторы кризиса или форсмажора. Новой нормой стали высокие ожидания от индивидуальной эффективности и результатов, которых достигает компания, а стремительный темп изменений не дает возможности предсказать, какие знания, навыки и инструменты пригодятся даже в обозримом будущем [2, 9].

Для Цитирования:
Б.Ш. Собиров, Стратегия развития универсальных навыков: с вуза и на всю жизнь. Юрист ВУЗа. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: