Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.4

Стратегия развития универсальных навыков: с вуза и на всю жизнь

Б.Ш. Собиров ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет
Ключевые слова: цифровая экономика, универсальные компетенции, стратегия развития, вузы

Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство экспертных организаций, комиссий и советов, занимающихся стратегическими вопросами трансформации образовательной сферы, сходятся во мнении, что новому цифровому миру нужны не только цифровые навыки, а более широкий спектр компетенций. Нарастает необходимость совершить поворот от специализированности к универсальности, от практических навыков к фундаментальным. Но, приступая к перечислению и описанию этих возможных навыков, даже самые солидные институции сталкиваются с серьезной проблемой — с многообразием возможных терминов для таких компетенций. Представлена модель универсальных навыков Skills 4.0, что позволит увидеть объемную картину влияния универсальных навыков на нашу жизнь, а сформированная стратегия развития универсальных навыков будет полезна и для образовательных учреждений, и для работодателей при обучении персонала.

UDK: 004.4

The strategy for the development of universal skills: from a higher educational institution and for life

B. Sobirov
Keywords: digital economy, universal competencies, development strategy, universities

The relevance of the study is due to the fact that most expert organizations, commissions and councils dealing with strategic issues in the transformation of the educational sphere agree that the new digital world needs not only digital skills, but a wider range of competencies. There is an increasing need to make a turn from specialization to universality, from practical to fundamental skills. But, starting to list and describe these possible skills, even the most reputable institutions face a serious problem — the variety of possible terms for such competencies. The Skills 4.0 universal skills model is presented, which will allow you to see a three-dimensional picture of the impact of universal skills on our lives, and the developed strategy for the development of universal skills will be useful for educational institutions and for employers in staff training.

В последние 10 лет много говорилось о важности цифровых навыков в мире будущего, об умении учиться всю жизнь как главном качестве работника, о том, как работодатели все больше начинают ценить «мягкие» навыки сотрудников [1, 5, 7, 13]. Но мало кто мог представить, что будущее в буквальном смысле наступит прямо сейчас.

Из-за введения карантина во многих странах по всему миру и экономического кризиса организации вынуждены трансформироваться в кратчайшие сроки, в том числе перестраиваться на удаленную работу и осваивать для этого новые цифровые инструменты. Даже обычно консервативные сферы — здравоохранение и образование — срочно осваивают телемедицину и дистанционное обучение [4, 6, 8, 10].

Все это дает серьезный повод еще раз задуматься об ответах на вопросы:

1. Какие навыки необходимы каждому в VUCA-мире?

2. Какие навыки необходимы, чтобы выстроить эффективную работу в диверсифицированных командах?

3. Каким должен быть лидер, чтобы вести команду в условиях сложно прогнозируемого развития событий?

4. Как грамотно встроить развитие универсальных навыков в программу обучения и профессиональную деятельность?

Какими навыками снабдить сотрудников в эпоху цифровизации, автоматизации и непредсказуемых перемен? Какая модель компетенций может стать путеводной звездой? Такими вопросами задавалась Ashoka совместно с McKinsey & Company, работая над докладом The Skilling Challenge [3, 11, 12]

Основная мысль экспертов Ashoka вертится вокруг привлекательной идеи о том, что прорывное развитие цифровых технологий не приведет к цифровизации всей экономики. Напротив, обретут дополнительную ценность особые человеческие качества, ввиду того что их невозможно автоматизировать.

Еще одна предпосылка в пользу постепенного возрастания важности некого спектра человеческих навыков — особые условия современной экономики. Она весьма требовательна и к бизнесу, и к обществу, и к отдельному человеку, даже если исключить факторы кризиса или форсмажора. Новой нормой стали высокие ожидания от индивидуальной эффективности и результатов, которых достигает компания, а стремительный темп изменений не дает возможности предсказать, какие знания, навыки и инструменты пригодятся даже в обозримом будущем [2, 9].

Для Цитирования:
Б.Ш. Собиров, Стратегия развития универсальных навыков: с вуза и на всю жизнь. Юрист ВУЗа №8 2020. 2020;8.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала